Ну конечно легко, взял в руки куклу и подавай голос из-за ширмы, думает всяк смотрящий готовый спектакль.
Накануне профессионального праздника журналистов позвали в театр, чтобы развеять это заблуждение. Алена Лысова, режиссер готовящегося к премьерному показу спектакля «Теремок», во-первых, познакомила гостей с каждым из персонажей, с любовью охарактеризовав его характер и набросав связующую идею. Планшетные куклы в это время висели на «расческе», каждую можно было взять и попробовать управлять ее хитрым механизмом.
Вроде бы все просто и весело. Но когда режиссер, вызвав добровольцев на сцену, стала проводить с ними простейший тренинг-разминку перед началом кукловождениея, стало ясно, что профессия кукольника требует очень серьезной тренированности, прежде всего рук и голоса. Каждый день артисты начинают с такой 20-минутной разминки, а перед спектаклем она еще усложняется и удлиняется. Недаром же труд артиста театра кукол приравнивается по вредности к труду балетных — те же профзаболевания конечностей, нарушения кровообращения. Но при этом одним слава и почести, оплата труда, ранний выход на пенсион, а другим… Но не будем о грустном.
Итак, изрядно повращав руками, примерно разогрев их перед «работой», перешли к голосовой и лицевой разминке. Для этого журналисты «откусывали и жевали» большое яблоко, свертывали губы в трубочку, растягивали рот в улыбке Буратино и проделывали другие забавные манипуляции. Но при этом они уже поняли главное: то, что видят дети, пришедшие на спектакль — самая вершинка айсберга, под которой скрывается невидимая его часть.
Это многолетнее специализированное обучение, ежедневные тренинги, сложнейшее искусство управления куклой (которая иногда может весить до 5 кг), не говоря уже о режиссерской части работы, где обдумывается и увязывается в одно целое каждая мелочь, каждая деталь спектакля, и о театральных мастерских, где с любовью изготовляются куклы по эскизам художника. Наблюдателю, и он не перестает об этом писать, всякий раз бывает обидно за этих скромных, трудолюбивых и увлеченных творчеством людей, когда дети на спектакле вертятся, отвлекаются, включают мобильники и т.д. А главное, при таком восприятии до зрителя не доходит и малой части этого коллективного, скрупулезно сделанного сердечного послания — потому что с иным настроем в детском театре работать не получится.