Неутомимый подвижник, сторонник идеи музыкального просвещения и организатор общедоступных концертов пианист Владимир Шапошников презентовал свой новый проект — череду концертов, представляющих музыкальные династии нашего города
В пятницу 17 марта в малом зале филармонии с большим успехом прошел первый из них, с интереснейшей и разнообразной программой выступили члены семей ведущих пианистов – собственно Владимира Шапошникова и Андрея Сандалова. Для Вятки особенно важно, что оба они, окончившие столичные консерватории, являются яркими представителями московской и ленинградской исполнительских школ. По плану, в цикле нас ждут еще выступления музыкальных династий Луниных, Чеглаковой-Чецкой и, если повезет, Семишкур.
Крайне интересно наблюдать, как образуются музыкантские семейные пары, вливаются в единое целое родственные потоки, в творческой атмосфере семьи подрастают и уже обещают «догнать и перегнать» родителей неизменно одаренные дети. Так, со стороны Андрея Сандалова (который родился и вырос в семье преподавателей музыки) в программе концертировали: он сам, его дочь Анастасия — юная флейтистка, мама Анастасии Ольга Зонова — пианистка, окончившая казанскую консерваторию. Маленький сын Ольги также учится музыке, он не выступал, однако смирно высидел весь концерт и по многочисленным просьбам взошел на сцену получать финальные аплодисменты.
Еще более многочисленной и разветвленной выглядит семья Шапошниковых — Земцовых, настоящее объединенное древо знаменитых вятских педагогов и исполнителей. Помимо Владимира Юрьевича, подготовившего к выступлению сольную программу, талантами блеснули, по старшинству: сначала теща пианиста Полина Ивановна Земцова с одним из своих ансамблей скрипачей; ее воспитанники играли как классику, так и современность («Коты в сапогах» В.Казенина).
Далее настал черед Ольги, дочери Владимира и Натальи Шапошниковых, — молодого дарования, определенно подающего большие надежды. Сначала она поиграла одна, потом вместе с мамой, концертмейстером знаменитого хора «Соловушки Вятки», потом Наталья аккомпанировала пению Ольги, которая, будучи известной непоседой, развивает свой талант не только в фортепьянной игре, но и в направлении вокала (участие в Сводном детском хоре России под руководством Гергиева), а также в самодеятельных спектаклях. Следом за выступлением Ольги программа вечера вступила в завершающую и самую волнительную часть, когда к роялю вышел Владимир Шапошников, исполнив по одному произведению Шуберта, Скрябина, Дебюсси и Чайковского, и это не была «популярная классика».
Концерт — всегда парадная, итоговая, торжественная сторона тяжелого, крайне ответственного (перед самой музыкой, перед великими учителями, перед своим даром) труда музыкантов. За ней стоит больше десяти лет сложнейшей учебы, а также непрерывной исполнительской практики. Что же получает концертирующий педагог-пианист в провинции в награду за свое преданное и многолетнее служение искусству? (Если он, конечно, не заместитель директора и художественный руководитель филармонии). Кто в теме, тот знает, а остальным лучше не знать. Остаются концерты на выезде, в столицах и за границей, где вятским музыкантам знают подлинную цену. Собрать же приличный зал в нашем городе — о, это большая проблема. Высокое музыкальное искусство, не подогретое напористой рекламной кампанией и громкими именами заезжих гастролеров, перестает быть эстетической потребностью кировчан.