Его «метафизическая» живопись, выставленная в Галерее прогресса, изрядно встряхнула зрительское сообщество
Многие, кстати, прознав о готовящемся событии, ожидали чего-то другого — ведь Василий не вдруг возник в здешнем искусстве, и в галерее в том числе.
Сразу понятно было, что молодой художник необычайно (по крайней мере для наших мест) «глубоко копает», довольно замысловато излагает свои живописные идеи, потому что ставит себе серьезные задачи. Раньше он делал это предметно, не чуждаясь фигуративного искусства с его занятностью. Теперь, видимо, решил пойти еще дальше, в область чистых сущностей и абстракций — при этом по возможности внятно прояснив свою позицию, с уважением к потенциальному зрителю. Написав короткие тексты к каждому триптиху. За этот коммуникативный мост ему большой респект: молодой человек явно не «выпендривается» перед своими, не планирует остаться гордой вещью в себе. Ибо, как видно из текстовой преамбулы к выставке, его темы касаются каждого человека; в той или иной мере все ведь обдумывают трудные вопросы бытия — одиночества, смысла, жизненного пути, прошлого и настоящего, падения в бездну…
Василий решает их для себя живописно, сильным чистым цветом и композицией, создавая необычайно целостное, тревожное и энергетичное пространство, в которое попадаешь как в особый мир. Ничего подобного в этом глубоком «андеграунде» на ул. Горького мне лично не припоминается. Здесь, кстати, теперь непрерывно звучит напряженная музыка из какого-то продвинутого кино, Василий сам ее подбирал для выставки. Директор галереи Дмитрий Шиляев говорит: да, эти картины Василия Кононова — пожалуй, единственного из вятских художников — уникальны тем, что естественно и убедительно смотрелись бы и на западе и на востоке. Ясное дело, они не всех радуют, многих земляков просто бесит всякая беспредметность, которая кажется им неприятной заумью и отсутствием умения «красиво» рисовать.
Однако тем, кто хоть немного знаком с историей Василия Кононова, ведомо, как старательно и настойчиво он овладевал филигранной техникой именно старых мастеров, изучая изобразительное искусство лучших российских музеев. Специально для этого жил и работал в Петербурге. Подтверждением его высокого класса является успешность, которой он добился на ниве оформления интерьеров столичных богачей именно в добротном классическом стиле. Вот и ответ, как появилась эта абсолютно некоммерческая выставка, которая обошлась молодому художнику, по нашим прикидкам, весьма недешево. И это тоже путь, которым идут многие современники: зарабатывая на том, что имеет спрос на художественном рынке, иногда можно позволить себе творить без компромиссов.
Много черного и красного
Молодые коллеги Василия, кстати, прекрасно чувствуют настроение, да и содержание его глобальных полотен в стиле «метафизический реализм», им не нужно специальных пояснений и комментариев. Художнице Наде Фроловой, впрочем, посоветовали прийти ещё раз на выставку, например в понедельник утром, и в одиночестве, когда никого не будет, сидеть по 20 минут против каждого холста, тогда воздействие будет ещё мощнее. Она собирается так и сделать.
— По-моему, эти картины самые подходящие из всех, какие бывали тут, к внутреннему дизайну и интерьеру галереи, — полагает она.
— Много чёрного и красного, — глаз не радуется, — не согласен реставратор Анатолий Никифоров.
— Так у этих картин совсем другая задача, тут не глаз должен радоваться, а мыслительный процесс приносить какие-то плоды, открытия, — говорит Надя. Которую с полным основанием можно отнести к противоположному полюсу мировоззрения: безусловное наслаждение гармонией жизни в природе. Честно говоря, просто не могу назвать других представителей современной местной молодежи, столь серьезно и глубоко осознающих свое место в искусстве, много работающих и фанатично преданных делу.
Василий и его семья
Рассказывая о художнике Василии Кононове, будет совершенно неприлично не напомнить, от каких он произошел родителей. Хотя многие и так знают: Людмила Кононова — знаменитый на всю страну автор и исполнитель собственных песен (на открытии она прочувствованно читала для публики), Андрей Кононов — философ и аналитик жизни, поэт, священник, призванный на служение архиепископом Хрисанфом; его тексты, наряду с стихами Пастернака и Владислава Макина, также исполнила матушка Людмила. Супруга Василия – Дарья Кононова-Гредина — весьма интересная художница, уверенно заявившая о себе на молодежных выставках.