Прошло ровно сто лет с того года, когда в обстановке жесточайшей разрухи и военных действий завершилась яркая просветительско-художественная акция советской власти в самом ее первоначальном, романтическом изводе. Революционное (по форме, не по содержанию) искусство авангарда, которое декларировало: весь мир (то есть художественную традицию классики) мы разрушим до основанья, а затем … – от лица государства решено было всемерно пропагандировать и знакомить с ним жителей богом забытых мест, из которых собственно и состояла Россия.
А другого искусства малограмотные люди окраин пожалуй и не знали, так что просвещение ложилось на чистый лист крестьянского сознания. Картины революционных разрушителей художественной формы из центра распределялись по регионам, где их ждали местные энтузиасты этого дела; решено было перемещать выставку (где на лошадях, где на пароходах) по уездным городам, заодно вести разъяснительную работу. Что было непросто, ибо большая часть картин представлена беспредметниками-абстракционистами.
В 1918 года пришла такая «посылка» и на Вятку, в ее южные уезды; демонстрировать начали с Советска, планировали объехать всю губернию, однако по вышеназванным причинам закончили уже в Яранске, где большая часть коллекции (говоря языком сегодняшнего искусствоведения) и осела вплоть до 1960-какого-то года; в итоге к настоящему времени в области находятся три ее части – в Вятском художественном музее самая большая и представительная , а также ее остатки в Яранском краеведческом и Слободском музейном центре. Начало исследовательской работы над местным авангардом положила искусствовед Анна Шакина в 2005 году, опознав на одном из оборотников кисть Кандинского; научно доказала авторство, общероссийское сообщество не возражало. Открытие получило резонанс, и вот в канун столетнего юбилея передвижной выставки (на которую и попал этот картон Кандинского) всемирно значимый специалист по русскому авангарду Андрей Сарабьянов приезжает в Киров, с тем чтобы развернуть амбициозный проект по консолидации вятской коллекции и показу ее на общероссийском уровне с названием «Авангард. На телеге в 21 век». Однако презентовать ее решено не здесь, а в Ельцин-Центре г. Екатеринбурга с его куда более мощными финансовыми, культурными и медийными возможностями. Что и произошло осенью минувшего года.
На прошлой неделе вятская коллекция числом 140 картин вернулась в Киров, частично сохранив свою оригинальную архитектуру и выразительный дизайн, а также явив зрителю существенный просветительский блок: что, где, когда. Визуально интересны объемные белые витрины, в глубине которых небольшие полотна поставлены набок, в унисон авторам картин кокетливо ломая стереотипы экспозиции. Что до наблюдателя, то он, созерцая знакомые до боли сюжеты, на этот раз позволил себе поставить впереди разрушителей — виртуознейшего реалиста Николая Фешина (да, на телеге авангарда ехали и реалисты, лишь слегка отошедшие от застывших норм), а от ниспровергателей – бытовые этюды обаятельнейшего примитивиста-экспрессиониста Николая Синезубова. Кстати, рванувшегося вскоре после переворота от ужасов великой октябрьской — в эмиграцию, где он скончался и похоронен на кладбище в пригороде Парижа. А великий Фешин умер в Америке, куда прибыл в 1923 году тем же путем изгнанника.
Мэри ЛАЗАРЕВА