Так ли это в исторической перспективе?
Детской библиотеке им. Грина очень повезло, что действующий там театр книги «Зурбаган» несколько лет назад возглавила режиссер народного театра «Круг» Татьяна Ефимова. Помыкавшись без своего угла в различных учреждениях культуры, после того как бывший ДК металлургов отказал им от площадей, она наконец обрела сносное пристанище в Гриновке и теперь неизменно выводит свой новый молодежный коллектив в лидеры «Театральной весны» — ежегодного конкурса самодеятельных спектаклей.
Нынче, как известно, не юбилейный год Победы, однако библиотеке было предписано освоить именно этот тематический материал. Татьяна Юрьевна выбрала рассказ «красного графа», любимца советской власти Алексея Толстого, «Русский характер», в том числе и потому что уже работала с ним в свое время с театром «Круг»; не забудем, в ее активе и такие серьезнейшие постановки на военную тему как «Пастух и пастушка», «Живи и помни» по произведениям лучших наших авторов. В данном случае она смогла, долго и мучительно работая с молодыми людьми (могу представить, как нелегко им было перевоплотиться в героев этой горестной исторической драмы) показать, скудными постановочными средствами, высокий жанр притчи. Настолько величественно, вместе и правдиво, выглядят в своих испытаниях молодой (обезображенный огнем) танкист из крестьян, его безмолвные родители и невеста. Напоминаю сюжет, они сперва не узнали его, приехавшего в отпуск по ранению, а потом сердце матери подсказало.
Так получилось, я смотрела спектакль дважды, и оба раза со слезой, на которую не горазда. Главное, конечно, подкупает сам факт успешного и психологически точного освоения материала, постижения страшного времени, до которого нынешней молодежи как до луны: все, повторяю, сыграно не фальшиво, искренне, деликатно, без истерики чувств. Спасибо им всем за это.
Интрига состояла в том, что итоги областного конкурса пришли аккурат в ходе второго моего просмотра; после спектакля было объявлено, что «Русский характер» взял все первые награды «Театральной весны»: за работу режиссера, за лучшую мужскую и женскую роль, сценографию, и, до кучи, «Гран-При» фестиваля. Но, что было несколько неожиданно, приз за мужскую роль получил не наш герой, а его «престарелый отец» — а уж тот ли не старался, положив на своего танкиста немерено сил, смиряя современный нрав и повадку. Так что мы, отдавая должное бессловесно-выразительному «старику», поздравляем и заочно благодарим исполнителя главной роли, он был хорош, протянув нить связи времен к сердцам именно юного зрителя.
Имея косвенное представление об остальных участниках конкурса, можем лишь сравнить эту работу с также виденным нами «Доходным местом» Галины Яссиевич, театр «Гротеск»: эти два достойнейших коллектива часто идут ноздря в ноздрю, вечные соперники. Интересно, что Ефимова показала русский характер с лучшей стороны, в годину испытаний, а Яссиевич – в аспекте безжалостной сатиры Островского на корыстолюбивое чиновничество-купечество с их матримониальными устремлениями. Что, конечно, на дает повод делать окончательный вывод об улучшении русской породы — в советскую. Наш народ претерпел в 20 веке неслыханные доселе социальные катастрофы и унижения – революцию, террор самоуничтожения, а вскоре самую кровавую из войн в истории; от этих испытаний он, похоже, так и не оправился. С хваленым национальным характером нынче как-то не очень.
Мэри ЛАЗАРЕВА