Очередной Zdвиг зрительского сознания (в театре на Спасской) случился в январские дни, помимо сильных впечатлений от «современного танца» напомнив всем о неустанной подвижнической активности хореографа Ирины Брежневой, производящей сдвиги, – этой прекрасной, всенародно уважаемой хрупкой женщины с негромким нежно-волевым голосом, ко всему прочему еще и матери большого многодетного семейства.
Каким образом ей удается обеспечивать организацию и финансирование (в нынешних условиях и при отсутствии стабильных муниципальных источников) своего танцевального детища с приглашением иногородних коллективов и даже звезд в течение многих лет, знает только она сама и ближний круг сподвижниц. Благодаря которым в нынешнем, 2020-м году фестиваль получил грантовую поддержку фонда президентских инициатив и событие стало возможным.
Привыкнув за эти годы к отстраненной эстетике контемпорари данс, также не устаю удивляться, как Ирина смогла создать тренд, «подсадить» на это абсолютно непопсовое и бескомпромиссное, по сути интеллектуальное движение целый город, хотя бы и поголовно танцующий, но в основном делающий это в совершенно противоположной парадигме, которая привычно эксплуатирует напористый эротизм, внешнюю броскость и эффектность. У современного танца все не так, все наоборот: интерес к сложным внутренним состояниям психики и тела, бесконечный поиск все более причудливых и странных средств выражения оных, необязательность совершенных телесных форм и ярких костюмов, вообще красоты в традиционном понимании, изрядная степень аутизма и бесконечно подробных исследований возможности самовыражения. Интересно, какой еще вид искусства может себе столь дерзко позволить все время говорить «о непонятном» – кино, литература, музыка, театр, живопись? – и при этом быть в фаворе у совсем юного зрителя, который привык вообще не заморачиваться по поводу сложных вещей. А тут мы наблюдаем полное приятие и готовность к саморазвитию. Чудеса.
С каждым разом музыкальная основа композиций кажется все более изысканной, самоценной и определяющей, властно забирает сознание и не дает расслабиться. Свет как важное действующее лицо спектакля прицельно выхватывает из темноты конфигурации напряженных тел. Запомнилось: большой выбеленный хвост волос вдоль нервно изогнутого торса в черном платье длительно корреспондирует с фрагментом белой обнаженной спины в глубине сцены.
Пусть по сравнению с первыми Zdвигами становится меньше гостевых иногородних групп и нет больше любимой Миграции, зато многие местные танцколлективы ступили на стезю современного танца и каждый раз радуют по-новому. Не случайно же последний, самый зрительский и выигрышный номер исполнила кировская группа «Танцпространство». «Интересно девки пляшут» — бездна телесно-костюмного юмора и сдержанной иронии на тему простонародного танца и гендерного взаимодействия: мощная толпа колоритных девах без рамок и тормозов, кажется, согнет в дугу, с костями скушает любого подвернувшегося кавалера, ан нет. Миниатюрный мужчинка в сапогах явился в качестве колхозного пастыря и строго призвал их вернуться от танцев назад к недоеным коровам — те нехотя повиновались, прелестно.
По традиции, каждый раз к нам нисходят звезды, они же профи. На сей раз питерский дуэт Анна Шульдякова и Павел Рябов, где доминантой был все-таки танцор, показавший класс не только отточенной пластики, но и потрясающе нездешней мимики: он был здесь и бабочка, и гусеница – под крики «браво» плюс неистовые овации. А звезд и не должно быть много, главное, что они задают молодежи высокую планку на будущее и создают публике иллюзию включенности в большой мир современного искусства.
Фаина КОНЬ