Второй день текущей недели завершился приобщением к высокому искусству сцены, уже вне «Вы.мы.слов» и на площадке не специфической – в библиотеке Герцена. (Далее везде, ибо у ценимого гурманами учебного театра «Кактус», а это опять был он, нет своего помещения, равно как и спонсоров, и какого-либо финансирования извне). И опять они, создатели авторской версии «Леди Макбет» — титульная работа «Кактуса» — нас удивили, да еще как!
Переформатировав житейскую историю Дины Рубиной под названием «Любка», написанную на конкретно-историческом материале про сталинские репрессии, послевоенную нищету и дело врачей-убийц, в вещь почти что притчевую, вневременную, символическую – о любви как таковой, что и следует из названия. Из сюжета удалено все житейски-описательное, зато добавлено сумасшедшинки, поведенческого и пластического абсурда в обращении с бытовыми предметами, и случайный союз двух молодых женщин – беззащитной врачихи, дочери врага народа Ирины Михайловны (да еще с маленькой Сонечкой) и лихой воровки Любки из бывшей кулацкой семьи — рождается как будто на пустом месте жестокого мира, жестокого века. Но они не теряются в нем, а, крепко ухватившись друг за друга, дотягивают до дня, когда дыхание «Чейн-Стокса» остановилось и усатый вождь кончился. Зато жизнь, наоборот, стала постепенно возвращаться к запуганным и затравленным властью. Почуяв вольные ветры , Любка сразу же устремляется на свободу, пути девушек расходятся, а вести друг о друге прилетают бумажными птицами.
Чисто сестринские отношения (кстати, представительниц двух плохо совместимых социальных групп — интеллигентки и воровки) здесь хрупче хрупкого и крепче крепкого. Спасает лишь объятие, сплетение тонких рук в мире, где практически нет мужчин. Изумляет, как всегда, умонепостижимое мышление режиссера, что собирает свои тонкие миры из взаимодействия с немногочисленными предметами и ооочень странными костюмами героинь. А в итоге образы намертво впечатываются в сознание, хотя потрясенный зритель не в силах что-либо сказать по окончании спектакля. Умеет Катя Лучникова сотворить чудо из подручных материалов.
А в более общем контексте что это было? Любовь спасающая, человеческая – против плотской страсти, которая убивает и разрушает (в «Леди Макбет»).
Фаина Конь