О Василии Николаевиче Батюшкове я впервые прочитал в книге воспоминаний Аксаковой – Сиверс, которая не раз бывала у него в гостях в нашем городе в конце сороковых годов.
После недолгих поисков, в Государственном архиве социально-политической истории Кировской области ( ГАСПИКО) нашел материалы о нем
Василий Николаевич Батюшков родился 19 января 1894 года в Самаре. Его отец, Николай Дмитриевич, из дворянского рода известного российского поэта К.Н. Батюшкова, умер в 1916 г.
Многие из рода Батюшковых были талантливыми людьми.
Николай Дмитриевич Батюшков (1855 – 1916). Он – страстный пропагандист идеи об использовании неисчерпаемых запасов природной энергии: солнечной, водной и т. д. По словам его сына, художника В,Н. Батюшкова, в Самаре на их квартире бывали В. И. Ленин и М. Горький. Незаурядные лингвистические способности и страстный интерес к изучению азиатских стран обнаружил третий из братьев Батюшковых – Георгий Дмитриевич (1866 – 1923), дипломат и востоковед. В 1897 году появляется его первая статья о персидской секте бабидов. Он часто выступал с докладами в Географическом, Этнографическом, Палестинском обществах, в обществе Востоковедения, в Институтах восточных языков. В трудах этих обществ и печатались его работы. В изучении истории и культуры народностей Азии ему помогло хорошее знание языков. Он свободно владел 17 языками. С 1918 года Г. Д. Батюшков – лингвист информационного отдела Народного комиссариата иностранных дел. В конце своей жизни, будучи профессором кафедры персидского языка в Институте восточных языков, написал учебник географии на арабском языке. Замечательным русским агрономом, зачинателем механизации и электрификации сельского хозяйства страны был Василий Дмитриевич Батюшков (1868- – 1929). Окончив естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета, он работал в Министерстве земледелия. В 1894 году вышла его работа «Свод статистических материалов, касающихся экономического положения сельского населения Европейской России», вскрывающая обезземеливание, обнищание крестьянских масс. Цензура изъяла ее из обращения. Став в 1908 году директором сельскохозяйственного музея, он страстно мечтал о механизированном высокоэффективном сельском хозяйстве, пропагандировал свои идеи, но все было напрасно. После Октябрьской революции талантливый ученый активно включился в социалистическое строительство. По его инициативе объявляется всероссийский конкурс по созданию электропахотных орудий. Первый такой агрегат был спроектирован особой чрезвычайной тройкой, созданной по указанию В. И. Ленина. В состав тройки вошел и В. Д. Батюшков. Торжественное испытание электроплуга в присутствии В. И. Ленина и М. И. Калинина проходило в октябре 1921 года на Бутырском хуторе. Заинтересовавшись проектами В. Д. Батюшкова, Ленин долго беседовал с ним.
Затем неутомимый ученый работает в Тракторном комитете, в сельскохозяйственных секциях Госплана, участвует в составлении плана ГОЭЛРО. Он выступил инициатором создания факультетов индустриального земледелия, первым разработал и прочитал курс по Индустриализации сельского хозяйства в Петроградском политехническом институте. Его статьи печатались в «Трудах Госплана», журналах «Агроном», «Плановое хозяйство», «Лесное и сельское хозяйство», «Хозяйство на новых путях». В конце жизни он преподавал в Тимирязевской сельскохозяйственной академии.
Мать художника, Надежда Васильевна, родная сестра известного общественного деятеля, предпринимателя из Перми Н.В.Мешкова, умерла в 1924 году.
Преуспевающий капиталист, пароходчик Н.В. Мешков получил известность среди современников благодаря прогрессивному образу мыслей и своей грандиозной благотворительной деятельности. Являясь владельцем нескольких больших земельных участков, расположенных в городской черте, он построил на них богоугодные заведения в память своей матери Е.И. Мешковой. Одно из них – Ночлежный дом, выстроенный на Заимке возле железнодорожной станции, он в 1916 году принес в дар городу. Именно это здание и стало затем главным корпусом основанного в том же году Пермского отделения Императорского Петроградского университета, а ныне Пермского государственного университета. Перед зданием ночлежного дома Н.В. Мешков планировал разбить большой «Народный сад», который должен был служить жителям города Перми приятным местом прогулок и отдыха на чистом воздухе. Недавно, просматривая указатель Г.Ф. Чудовой к газете «Вятская речь», нашел ссылку на газету от 2 апреля 1913 года В ней сообщалось, что пермский купец Н.В. Мешков пожертвовал 1500 руб. Вятской публичной библиотеке. В те времена это были большие деньги. По самым скромным подсчетам, это сегодня около 1, 5 миллионов руб.
Не без влияния родителей В.Н. Батюшкова Мешков прослывет уральским «социальным парадоксом», оказывая финансовую поддержку революционным партиям, причем более всего эсерам. За это он получит у советских историков звание «Пермский Савва Морозов». После революции 1917 года Николай Васильевич много лет работал в Наркомате путей сообщения, скорее всего консультантом. Водный транспорт в те годы подчинялся этому наркомату, а пароходное дело Мешков знал прекрасно. Умер Н.В. Мешков в Москве в возрасте 82 лет (родился он 30 мая 1851 года), прожив яркую и очень полезную для России жизнь. На здании Пермского университета в его честь установлена мемориальная доска.
Василий Николаевич окончил с золотой медалью Самарское коммерческое училище и в 1911 года уехал в С-Петербург, где поступил в Академию Художеств. Однако, в 1914 году из-за туберкулеза легких переехал в Москву, где стал заниматься в студии художника К.Ф. Юона и, одновременно, учиться в Московском коммерческом институте, который в годы Советской власти стал институтом им. Г.В. Плеханова.
В 1916 году он был мобилизован и направлен на учебу в Одесскую студенческую школу прапорщиков. После окончания школы, Батюшков был оставлен при ней помощником курсового офицера.
В Одессе он продолжал заниматься художественной работой, оформляя вечера и праздники. В одной из одесских газет того времени была опубликована очень лестная статья о его оформительской деятельности.
Летом 1917 году он подлежал переводу в Черноморский флот, но из-за болезни был вынужден уехать домой в Самару, где попал в больницу и пролежал там до 1918 года.
Весной 1918 года Василий Николаевич уехал в Москву, где сдал экзамены за III курс коммерческого института и вернулся домой.
После занятия города Самары чехословаками, он был мобилизован в речную флотилию, где позднее был назначен командиром миноносца.
В конце лета 1918 года флотилия через р. Каму и р. Белая ушла в Сибирь, а там Батюшкова списали на берег и он, вместе с семьей, уехал во Владивосток.
Во Владивостоке Василий Николаевич работал художником постановщиком в Приморском драматическом театре, где оформил ряд постановок. В Приморье он принимал активное участие в художественных выставках.
После освобождения Владивостока от японцев, Батюшков поступил в Красный Флот. Во время этой службы он ходил на вспомогательном крейсере «Олег» в поход по спасению парохода «Ставрополь» в Цусимском проливе, в тылу у белых. За участие в этой операции Батюшков получил благодарность в приказе по Флоту. Одновременно с морской службой, он занимал высокую и почетную должность «Художник Флота».
По демобилизации, в 1923 года Василий Николаевич уехал с семьей в Свердловск, где много занимался экономикой.
В 1927 года, по приглашению профессора Грум-Гржимайло, он переехал в Москву, где был принят на работу в бюро металлургических и теплотехнических конструкций Научно-технического управления ВСНХ СССР. Там Батюшков работал экономистом, одновременно занимаясь оформительскими работами по договорам с организациями.
В 1930 года Василий Николаевич был арестован ГПУ по делу его родственника уральского инженера Крысова, у которого он жил, когда работал в Свердловске. К счастью, благодаря заступничеству профессора Грум-Гржимайло и, возможно, Н.В. Мешкова, он вскоре был освобожден и устроился на работу в должности старшего экономиста Гидроэлектропроекта, одновременно выполняя заказы по изготовлению иллюстраций для многих технических журналов.
В 1933 года Батюшков перешел на работу в объединение «Всекохудожник», где работал художественным руководителем оформительской мастерской, где участвовал в оформлении работ для Парижской и Нью-Йоркской выставок. Он был соавтором панорамы «Штурм Перекопа», работая над ее созданием в тесном содружестве с известными художниками Иогансоном, Савицким и Соколовым-Скаля.
С 1938 года Батюшков начал работать на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ), где вскоре был назначен главным художником павильонов «Сибирь» и «Узбекистан». За работу на ВСХВ он, в числе 8 художников, получил Грамоту от Выставочного Комитета. Всего же на ВСХВ работало около 2000 художников.
В конце июня 1941 года, в связи с началом Великой Отечественной войны, ВСХВ была закрыта, и Батюшков был переведен на работу в художественную мастерскую Московского управления по делам искусств.
В декабре 1941 года, в связи с репрессиями ряда родственников, на основании Указа от 22 июня 1941 года Василий Николаевич был арестован и административно выслан в город Советск Кировской области, где и прожил до конца войны. Это еще один секретный сталинский Указ, о котором до сих пор практически ничего не известно. Пока немцы стремительно двигались к Москве и стояли в ее предместьях этот Указ видимо исполняли очень медленно, а, когда их отогнали от Москвы, НКВД активно приступило к его исполнению.
В Советске Батюшков работал художником промкомбината и кино и, одновременно, преподавал рисование в школе. Дополнительный заработок он имел, рисуя портреты с натуры. Сеанс обычно занимал 1-1,5 часа. За время жизни в Советске он нарисовал более 600 портретов. Наверняка многие из них сохранились у старожилов города.
В 1946 году Василий Николаевич переехал в Киров, где поступил на работу в товарищество «Кировский художник», а вскоре был приглашен художником в областной театр кукол. В театре он занимался оформлением спектаклей и, впервые в жизни, начал выполнять скульптурные работы, делая головы кукол. Будучи очень талантливым от природы, он уже в 1948 году начинает самостоятельно ставить в кукольном театре пьесы как режиссер-постановщик. Газета «Кировская правда» (1948, № 33, с. 4) напечатала благожелательный отзыв на его спектакль «Терем-теремок».
В 1947 и 1949 годах Василий Николаевич участвовал в художественных выставках в Кирове.
С 1949 года, ввиду уменьшения финансирования областного кукольного театра, его штатная должность была сокращена. Он перешел на работу художником-оформителем Дворца пионеров, одновременно продолжая оформлять спектакли театра кукол по договорам.
С марта 1950 года Василий Николаевич перешел на штатную работу в товарищество «Кировский художник».
В Кирове Батюшков женился на Ирине Эдуардовне Писаревой, преподавательнице детской музыкальной школы по классу рояля, которую до сих пор помнят многие интеллигенты-старожилы нашего города.
По справке УМГБ по Кировской области, Василий Николаевич был освобожден от отбывания ссылки и в октябре 1954 года уехал с семьей в Киев, где проживала его теща.
( ГАСПИКО, фонд 6746, оп. 1, д.71, л. 2 и далее).
В Киеве Батюшков занимался художественным оформлением ряда павильонов ВДНХ УССР, музеев Леси Украинки в Киеве (1962) и Т.Г. Шевченко в Каневе (1964) и многих других объектов культуры. По воспоминаниям Веры Герасимчук, супруги моего киевского друга Леся Герасимчука, он продолжал рисовать портреты. Он нарисовал и портрет Веры, который сохранился в ее архиве. Отец Веры, который долгое время был секретарем Союза художников Украины, вспоминал, что Союз несколько раз представлял Василия Николаевича к правительственным наградам, но все представления отклонялись КГБ Украины.
Умер В. Н. Батюшков 17 января 1981 года в Киеве.
Александр Рашковский, краевед, 12 октября 2012 года
Василий Николаевич Батюшков мой двоюродый дед — один из четырех братьев моего деда Георгия Николаевича Батюшкова. Василий Николаевич был на моей свадьбе в Москве 26 августа 1975 года, есть фото. Он подарил мне свою акварель.
Свяжитесь пожалуйста с музеем В. Я. Горина в селе Бессоновка Белгородской области. контакты есть в интернете. Там интересуются вашим родом. В частности вы брали с форумов информацию о Озеровых которую мы добывали в архивах С уважением.