На доброту дня
Климковский Крестный ход к «Пламенным младенцам» проводится с 2000 года. Каждый раз – в августе, по стандартному маршруту Белая Холуница – Климковка – Манигор – Подгорное (Подгорское), далее в обратном направлении. Начало августа в Белой Холунице я не проводила аж с 1998 года – следовательно, нынче возможность наблюдать это событие воочию у меня появилась впервые. Как и многие другие события, о которых в прежние годы только читала в чужих публикациях да узнавала со слов друзей и родных о том, как это было здорово. И вот эти впервые предоставляемые возможности теперь стараюсь – по мере сил и здравого смысла – не упускать. Хотя бы потому, что никто не знает, что, с кем и где будет в этот же день через год…
Было и другое. Подобные мероприятия – это своеобразная «энциклопедия русской жизни» и человеческих историй «не на показ», не для пресловутого пиара, но – для науки всем прочим, кто умеет учиться на чужом опыте и чужих ошибках. Незамысловатые невыдуманные истории не годятся, как правило, для литературы художественной, но именно этой своей незамысловатостью они и привлекательны. Как ломоть свежего деревенского ржаного хлеба в мире, переполненном гламурной кондитерской продукцией с кучей искусственных красителей, подсластителей, консервантов и другой бесполезной, но высокотехнологичной дряни.
Перед выходом
Вот, кстати, о высокотехнологичности: современные верующие далеко не всегда шарахаются от достижений современной техники как от «бесовских проявлений». Хотя были среди участников и такие, кто с началом первого дня крестного хода отключил свои мобильные телефоны: мол, чтобы не мешали главной цели предстоящих трех дней. Но над прозвучавшим несколько раз наивным «Господь поможет связаться с близкими при необходимости» посмеяться в этот день казалось кощунственным. Может, потому, что точно знаешь: при таком стечении народа и в такой обстановке, как у нас в Белой Холунице, с участниками точно ничего дурного не произойдет? А с их семьями, оставшимися там, далеко – в Кирове, Москве, Курске, Ростове, Таганроге, Йошкар-Оле, Челябинске, Перми, Сыктывкаре, Ижевске, Екатеринбурге и соответствующих областях, республиках и краях – в эти дни тоже ничего страшного не произойдет. Почему-то.
Предваряя дальнейшее, скажу: никто из путников не возражал против того, что их фотографировали и даже снимали на видео. Скорее наоборот. Просили: «Снимайте всё, что здесь происходит, покажите людям, пусть присоединяются к нам, пусть участвуют в крестных ходах!» Охотно общались, делились впечатлениями, изливали переполняющие душу чувства. Почти не было пресловутого «ой, я не умею говорить, я стесняюсь!» — здесь знают, куда идут, зачем идут и как об это сказать.
Милые мои, ну что я вам могу пообещать… Провинциальные новости на «немодную» тематику – это что? Вот если бы повторилась «PR» на местном уровне да был бы скандал… или какая-нибудь сенсация… Увы: не нам изменить природу СМИ. Или, во всяком случае, дано, но не за пару дней.
…Утро для паломников началось рано: первая служба в 5-30. Я-то их увидела уже в 7 часов утра: кто-то завтракал или набирал воду на дорогу из старенькой колонки возле белохолуницкой церкви Всех Святых, кто-то общался – то ли с попутчиками, то ли со своими новыми знакомыми: в такой обстановке люди на удивление быстро знакомятся и находят общие темы для бесед. Общались тихонько: было даже неудобно пытаться специально расслышать, на какие темы. Слышала только, как одна довольно пожилая женщина рассказывала своей сверстнице о походах (нет, конечно, правильно сказать – о паломничестве) к различным святым местам: Дивеево, река Великая, что-то под Нижним Новгородом, а дальше – чуть ли не Киево-Печерская лавра…
Многие читали – кто молитвы (с «полуслепых» ксерокопий или с рукописных листков), кто – книги на духовную тематику. Погружались в атмосферу…
Пожалуй, только дети не утратили своей природной живости и непосредственности – правда, и она была какой-то очень тактичной, разумеется – незлой, не хулиганской. И лица у ребятишек – залюбуешься: никак не охмуренные фанатизмом веры, не «затурканные» и не с тем выражением, которое в литературе называют «постным», но необыкновенно ясные, с чистыми взглядами, со сдержанными улыбками. Хорошие лица…
Курс на Климковку
Вышли не в 8-00 – чуть позднее, около половины девятого. Отец Мариан дал последние наставления, главным образом – по части безопасности. Сказал, что народу в этот раз поменьше, чем в прошлом году. Жаль, что меньше… Или это все же тенденция?
По собственным прикидкам, участников было около тысячи – впрочем, ясно: кто-то подъедет к Климковке позднее специальным автобусом, причем не сегодня, а назавтра: автобус 3 августа уходил от церкви в 4 утра. Потом и мелкие группы догоняли основную – я наблюдала этот процесс, уже расставшись с участниками после первого привала за деревней Шитово.
А, собственно, в количестве ли дело?
Выдвинулись в достаточно оживленном темпе. На первом километре мне как корреспонденту стало понятно: для освещения таких событий мало обладать мастерством фотографа и даже не стоит огорчаться, если у тебя пока его нет. Вот если у тебя нет должной физической подготовки – впору расстроиться и задуматься: Крестный ход двигался быстро, а его предстояло обогнать несколько раз и находиться даже не на уровне тех, кто его возглавлял, а как минимум наравне с полицейской машиной, вроде бы медленно ехавшей впереди. Все скорости относительны…
А участники не просто шли – к тому же с поклажей, в далеко не спортивной одежде и в разномастной обуви (кто догадался запастись кроссовками, мало вязавшимися с длинными, чуть не в пол, юбками – а кто и шагал по прерывистому холуницкому асфальту в шлепках на босу ногу…). Они еще и пели. Беспрерывно над разогретой августовским солнцем трассой звучало:
‑ Господи Иисусе Христе, Сыне и Слово Божий, Богородице ради, помилуй нас грешных!..
Чистые голоса, звук от сердца, а не «потому что так принято».
Миновали мост через Шелепиху, покинули пределы города. Движение несколько замедлилось; пение продолжало звучать над нашей разномастной колонной, однако уже нашлась возможность для общения.
Отмечу: все паломники – люди очень миролюбивые и доброжелательные. До мелочей.
…С головы соскальзывает шелковая косынка. Поднимаю эту деталь, надетую лишь по сегодняшнему случаю (дабы с непокрытой головой не идти, противопоставляя себя остальным участникам). В руках техника, надевать на ходу неудобно – пытаюсь засунуть «головной убор» в сумку. Меня догоняет молодой человек из первых рядов:
— Давайте подержу вещи, надевайте!
И ясно, что это он не для «формальности» и не для соблюдения мною всеобщего «дресс-кода». А исключительно чтобы голову не напекло: в девять утра солнце греет вовсю.
Кто-то шел, разумеется, «погруженный в себя» или даже по-прежнему в чтение (на ходу) с листа молитв либо книг духовного содержания – таких путников я даже не пыталась отвлекать. У каждого из них – своя Цель, и неловко было соваться в чужой путь к этой Цели со своим корреспондентским любопытством. Тем более что доступных для общения участников оказалось предостаточно.
Галина Кузнецова
‑ У вас тут – настоящая Россия! Такая красотища, столько грибов! – гостья из Йошкар-Олы говорит с искренним восторгом. – У нас такого не встретишь. Наши три автобуса приехали ночью, мы улеглись спать прямо на землю на своих лежаках (так Галина называет туристические коврики путников), утром рассвело, просыпаюсь – вижу, что буквально лежу в грибах! Как бы мне хотелось жить здесь!
Галина рассказывает свою историю: все старшие поколения в ее семье были не то что неверующими – партийными. Когда умирала мама Галины – завещала дочери вести жизнь в соответствии с канонами Православия и отмаливать грехи предыдущих поколений. Преимущественно в этом и состоит нынешнее поведение Кузнецовой: то, что она делает – скорее ради памяти предыдущих поколений в ее семье.
‑ Но и для нас, ныне живущих, тоже, — добавляет Галя.
В семье их было трое детей, но она считалась маминой любимицей.
‑ Она называла меня «моя нежность». У нас были замечательные отношения – такие, что я за всю жизнь ни разу не врала ей, в этом просто не было необходимости!
(позволю себе не поверить. Что-то там физиологи говорят о ненулевом количестве даже неосознанного вранья в сутки? Впрочем, прошу прощения – это в данном случае точно не мое дело. Доверительные отношения, если они ощущаются – значит, они ЕСТЬ. Между прочим, знаю немало людей, которые бы этому сильно позавидовали. Так-то!)
Далее Кузнецова рассказывает: мама уехала в дальнее зарубежье вместе с сестрой Галины, которая туда перебралась на ПМЖ с мужем. Когда сестра умерла – встал вопрос о возвращении мамы в Россию. С визами и разрешениями на въезд они хлебнули немало лиха. В итоге маму все-таки удалось перевезти Йошкар-Олу. Правда, на въезде оказалось: по месту выезда не взяли справку об отсутствии судимости. 80-летней женщине грозила депортация. Но, как сказала Галина, мир не без добрых людей: проблему удалось решить в рамках закона и без стрессов для пожилой мамы: «Не иначе, Господь помог!..»
В семье устремления Кузнецовой поддерживают, и ее желание участвовать в Крестном ходе восприняли без возражений.
Раиса Оносова (Курск)
‑ 4 года собиралась на крестный ход – да, видно, неспроста не получалось. Иду затем же, зачем и все: покаяться в собственных грехах. В каких? Известно каких: наши убиенные дети. У самой шесть абортов, два выкидыша, да и дочери своей давала, прямо скажем, не богоугодные советы… Те наши дети, не рожденные, некрещеные – если и не в аду, то в очень плохом месте, вот и нужно покаяться и задуматься о том, что мы делаем. Отмаливать наши грехи – и женщинам, и нашим мужьям, с которых тоже ответственность не снимается. Идите в крестные ходы, поверьте – хуже не будет. На собственном опыте знаю! У меня четверо детей, приняла двоих – как своих, различия «свои-чужие» не делаю… Участвуйте в таких событиях – и в семье вашей все будет благополучно.
Галина Федоровна Копейкина (Ижевск, Удмуртия)
‑ Участвую второй раз – теперь уже не одна. Рассказывать стала, какие изменения происходят – и со мной теперь пошли еще трое. В семье стало больше теплоты, любви, взаимопонимания, у детей – послушания в отношении родителей. Со мной один из сыновей идет.
Пока не вымолены убитые дети, плохо принимается молитва за живых. А это Господь справедливости требует: отмолите детей умерших, а потом уже просите за живых.
Я вычитала где-то, что один крестный ход позволяет вымолить весь род человека. Пелагея Рязанская пишет, что молиться нужно за 9 поколений. Я так и делаю: тогда их грехи на наш род не переходят, тогда у наших детей будет другая жизнь – им легче будет.
Далее Галина пускается в откровения: рассказывает, как почувствовала святость Николая II и его в обыденной ситуации:
‑ Я просто пела их имена, когда красила у мамы окна – и, представляете, за 4 дня не угорела, не заболела, великолепно себя чувствовала!
Она считает это чудом и рассыпается в восторгах на тему «какой это сильный святой». Да… Вера – сильная штука! Может, именно она Галине и помогла, если забыть чисто научные основы выживания организма в неблагоприятных и опасных ситуациях. Слово «метаболизм» моей собеседнице, возможно, даже не знакомо. Но возразить что-либо ей в лицо, развеять заблуждения (ладно: ВОЗМОЖНЫЕ заблуждения) прямо здесь и сейчас просто язык не поворачивается. Даже не из светского чувства такта: просто видишь, что человек настроился «на свою волну» и получает от этого удовольствие – в сущности, безвредное для окружающих. В высказываниях Копейкиной – ни намека на агрессию, зато доброжелательности – через край. Не это ли мы ценим?
…Но при покрасочных работах лучше бы все-таки не на святых полагаться, а технику безопасности соблюдать и проветривать помещение как следует. На Бога надейся – а сам не плошай, помните?
Татьяна Федоровна Путина (Пермская область)
‑ Участвую первый раз. Что побудило? Грехи, конечно – хочется и свои замолить, и грехи родных своих. Изменения происходят в жизни заметные. Двое детей у меня, внуку 4 года, внучке 7 месяцев… Им добра желаю, за них молиться буду.
Елена Крылова (Свердловская область, г. Кушва)
‑ Наша страна гибнет – нужно это остановить! Не будет покаяния – не будет России. Мы рады прийти сюда, на крестный ход – с любовью, уже видим знакомых, наблюдаем, как целыми семьями идут – и даже с маленькими детьми…
Мы чувствуем свою вину за наших нерожденных детей. А те, кто сейчас страдает от пьянства и других пороков, несут на себе крест тех, которые так и не родились.
Мы тут послали письмо Путину – через интернет и просто заказным – за цензуру на телевидении, против убийств и абортов, против ювенальной юстиции… Нужно останавливать это все, разорвать порочный круг.
И еще нам нужно помогать ближним, а не равнодушие проявлять: мол, идет женщина на аборт – это ее дело, нечего вмешиваться. У нас в приходе был случай: молодая Галина собиралась прервать беременность – не смогла бы прокормить дитя. Мы подготовили ей помощь, достали колясочку, собрали деньги – в итоге растет такая славная дочурка! Еще одной так же помогли – у нее сын растет. У меня самой трое детей, они знают, куда я отправилась, очень поддержали. У дочери сейчас один из детей – недавно рожденный, нездоров, еле спасли. Вот и за него молиться буду…
…Все это очень замечательно. И неравнодушие (без него и впрямь никуда!), и сбор помощи, который фактически – перекладывание на плечи простых смертных обязанностей государства по поддержке и детей, и молодых семей, и семьи вообще как «ячейки общества». Ну – что, без этого в России еще долго не обойдется. Такая сильная традиция взаимопомощи компенсирует и скудные бюджеты, и поверхностный взгляд власть имущих на проблемы, с которыми те сами ни разу не сталкивались. Вот они, должно быть, радуются наличию таких, как Елена: и впрямь, зачем что-то менять в государственной политике в отношении семьи, если на Руси полно вот таких искренних, горячих, рвущихся помочь проповедниц из народа?
Правда, в такие моменты спасения чужих душ и оказания всяческой помощи мало кто просчитывает, что с этим спасаемым будежизнь в ожидании помощи откуда-то извне?..
Клубок противоречий: всегда ли такой избыток доброжелательности окажется полезным для того, кому помогают? Практика-то показывает: к своим бедам человек себя приводит обычно сам. Общения с терпящими бедствие холуничанами уже хватило, чтобы понять «расклад сил»: неуспешность – это результат или слабого характера, или лени, или нежелания учиться и просто думать.
А далее вспоминаешь: «чтобы накормить голодного, ему можно дать рыбу, а можно дать удочку…»
Доброжелатели обычно ограничиваются рыбой. Иногда даже в большом количестве – уж во всяком случае, в явно большем, чем ее «предоставляет» государство. Пресловутую «удочку» голодающему дать, как правило, никто не торопится: ни государство (в виде законов, которые действительно защищают человека работающего, человека семейного), ни тем более – добрые частные лица, которым проще все-таки кинуть клич и собрать материальную помощь, а еще провести сладким голосом пару душеспасительных бесед, но никак не встряхнуть того, кому помогают: «Да возьми ты себя в руки, берись за ум и начинай бороться за себя сам! Хоть работать пойди для начала, а не жди у моря погоды!».
помощь со стороны, не приложив собственных усилий? А уж тем более – как можно собственное дитя обрекать на такую жизнь в ожидании помощи откуда-то извне?..
Клубок противоречий: всегда ли такой избыток доброжелательности окажется полезным для того, кому помогают? Практика-то показывает: к своим бедам человек себя приводит обычно сам. Общения с терпящими бедствие холуничанами уже хватило, чтобы понять «расклад сил»: неуспешность – это результат или слабого характера, или лени, или нежелания учиться и просто думать.
А далее вспоминаешь: «чтобы накормить голодного, ему можно дать рыбу, а можно дать удочку…»
Доброжелатели обычно ограничиваются рыбой. Иногда даже в большом количестве – уж во всяком случае, в явно большем, чем ее «предоставляет» государство. Пресловутую «удочку» голодающему дать, как правило, никто не торопится: ни государство (в виде законов, которые действительно защищают человека работающего, человека семейного), ни тем более – добрые частные лица, которым проще все-таки кинуть клич и собрать материальную помощь, а еще провести сладким голосом пару душеспасительных бесед, но никак не встряхнуть того, кому помогают: «Да возьми ты себя в руки, берись за ум и начинай бороться за себя сам! Хоть работать пойди для начала, а не жди у моря погоды!».
…Но, понимая все это, я оставляю свои возражения при себе: не из боязни кого-то из путников обидеть, просто на предстоящие 3 дня – «здесь и сейчас» ‑ рациональные доводы будут излишними. Более того – могут стать едва ли не помехой собравшимся в дальнюю дорогу. Со своими не заблуждениями, а убеждениями. Может быть, с кем-то из нынешних собеседников мы однажды встретимся вновь и даже поспорим о взглядах на жизнь. Но в другой, светской обстановке.
А крестный ход – не место для дискуссий.
После привала под Шитовом наши пути расходятся: паломники – на Климковку, я – в Белую Холуницу. При всем понимании, что многим собеседникам есть что возразить и что для повседневной жизни многое из сказанного выглядит странно… все равно за эти неполные 3 часа получена масса положительных эмоций и мощный заряд душевной теплоты тех, кто верит искренне и, помня свои грехи и свою вину, не зацикливается на окружении несогласных окружающих.
Смотрю на дорожные указатели: однако! За пару часов пройдено 6 км, и осознаешь это только сейчас, возвращаясь… А путникам еще до Климковки идти и идти по нашим неважнецким дорогам да под вошедшим во вкус августовским солнцем…
Счастливого пути! Пусть вам хватит сил и терпения на него…
Эпилог
…Они возвращались в Белую Холуницу примерно в 3 часа пополудни 4 августа. Усталые, разогретые все тем же солнцем (день выдался на удивление жарким и безоблачным). И бесконечно радостные. Под колокольный звон входили на территорию белохолуницкого кладбища, где расположена церковь, а далее – отдых, нехитрое угощение, заключительная церковная служба, молитва, общение, фото на память…
Нельзя сказать, чтобы к этому моменту совсем ни у кого не сдали нервы: пару раз заметила реакцию на то, что сосед медленно продвигался в толпе или нечаянно толкнул в узком проходе между остановившимися на отдых паломниками… Но как-то беззлобно это происходило: без возмущения, без склоки – до рождения конфликта было ой как далеко!
Общий настрой все равно отражался словами «усталые, но довольные». Вот идет улыбающаяся Галина из Йошкар-Олы, вот певучая Галя Копейкина из Курска стоит на входе в церковь… Искала подосиновскую Татьяну – да разве отыщешь так сразу в толпе нужного человека!
Матушка Татьяна сообщила: в нынешнем крестном ходе приняло участие более 700 человек. До тысячи, видимо, все же не дотянули, но более семисот – это точно. Никакого сожаления: она, как и все, радовалась тому, что путь завершился счастливо.
…Наверно, самым ярким моим впечатлением от этих заключительных минут, проведенных с участниками крестного хода, стало сияющее лицо 29-летней курянки Светланы, мечтающей о детях:
‑ Я дошла!
Что ж — пусть ее сокровенная мечта осуществится, подарив этой оптимистичной и искренней девчонке столь желанную радость материнства. Не мне решать, заслужила ли она это, но ее будущее дитя при такой маме будет, очевидно, купаться в волнах любви и оптимизма.
Чего и всем вам, собственно, желаю.
«Совсем послесловие»
В беседе одна из путниц-белохолуничанок произнесла с сожалением в мой адрес:
‑ А вы-то лишь ради работы с нами идете… наверно…
Не нашлась, что ей ответить: сама понимаю, что не только «ради работы». Но на словах объяснять – а нужно ли? Помолчав, оглашаю вывод:
‑ Если бы только ради работы – могла бы отказаться и попросить: мол, пусть не я, пусть кто-нибудь другой. Не отказалась же? Дальше уж рассудите сами.
Не знаю, готова ли я взять через год отпуск на эти три дня и пройти с Климковским крестным ходом весь 90-километровый маршрут. Но более чем уверена, что по крайней мере вновь приду проводить, а потом – и после возвращения встретить очередных паломников в 2013-м. Чтобы увидеть одухотворенные лица, почувствовать положительную энергетику взглядов и пару часов пожить в мире без злобы и агрессии.
Больше фотографий в альбоме «Климковский крестный ход-2012» на Рамблере
Куда страна идёт?
Вместо того, чтобы в космос стремиться, страна скатывается в религиозность.
В США — марсоход примарсили, у нас — пусек судят.
Тут стране всяко придётся выбирать — мы или страна с приоритетом знаий, или страна, с приоритетом религии.
Ракеты со спутниками будут падать и впредь, пока вместо астрономии, физики и математики будет внедряться история религии, физкультура и ОБЖ.
Страна, достигшая в 60х годах космического первенства, скатывается в религиозный дурман..Деградация…
Как же трудно, видимо, вам понять одну из заповедей наших предков, что «Без БОГА не до порога». Все знания от Бога.
А автору можно быть и подобрей, в комментариях только сарказм. Правда и люди не совсем правильно понимают Православие и Веру. В частности, Галина из Ижевска заблуждается. Нам не деток убиенных надо отмаливать, а о своих грехах искренне плакать и не пугать окружающих скорбным видом. На лице всегда должна быть радость. Радость от того, что ты с Богом. Все мы твердим, что верим в Бога, а БОГУ мы верим?
Крестные ходы очень нужны. И большая радость, когда много деток. А этим Климковским крестным ходом нужно хотя бы один раз пройти от начала и до конца. Я имею право так говорить: шесть лет подряд трудничала в крестном ходу. Было нас намного больше, чем в этом году. Молитва в храме сильнее домашней, но такой соборной молитвы больше нигде нет, потому как на малое время здесь складывается община. Даже в храмах молитва слабее — слишком много земных забот. Здесь же всё располагает не рассеиваться в молитве и быть сосредоточеннее. Многие же приобретают навыки в Иисусовой молитве, которую и далее предпочитают не оставлять.
Крестные ходы — это не массовый психоз, как считают некоторые (и очень жаль этих заблудших людей). А страна идёт к Богу! Пусть маленькими шажками, но вперёд, к Богу1
Жил в прошлом веке замечательный человек, лётчик, писатель Антуан де Сент-Экзюпери, написавший замечательную сказку-притчу «Маленький принц». Ему же принадлежит и эта молитва.
Господи, я прошу не о чудесах и не о миражах, а о силе каждого дня.
Научи меня искусству маленьких шагов.
Сделай меня наблюдательным и находчивым, чтобы в пестроте будней вовремя останавливаться на открытиях и опыте, которые меня взволновали.
Научи меня правильно распоряжаться временем моей жизни.
Подари мне тонкое чутье, чтобы отличать первостепенное от второстепенного.
Прошу о силе воздержания и меры, чтобы я по жизни не порхал и не скользил, а разумно планировал течение дня, мог бы видеть вершины и дали, и хоть иногда находил бы время для наслаждения искусством.
Помоги мне понять, что мечты не могут быть помощью. Ни мечты о прошлом, ни мечты о будущем.
Помоги мне быть здесь и сейчас и воспринять эту минуту как самую важную.
Убереги меня от наивной веры, что все в жизни должно быть гладко.
Подари мне ясное сознание того, что сложности, поражения, падения и неудачи являются лишь естественной составной частью жизни, благодаря которой мы растем и зреем.
Напоминай мне, что сердце часто спорит с рассудком.
Пошли мне в нужный момент кого-то, у кого хватит мужества сказать мне правду, но сказать ее любя!
Я знаю, что многие проблемы решаются, если ничего не предпринимать, так научи меня терпению.
Ты знаешь, как сильно мы нуждаемся в дружбе. Дай мне быть достойным этого самого прекрасного и нежного Дара Судьбы.
Дай мне богатую фантазию, чтобы в нужный момент, в нужное время, в нужном месте, молча или говоря, подарить кому-то необходимое тепло.
Сделай меня человеком, умеющим достучаться до тех, кто совсем «внизу».
Убереги меня от страха пропустить что-то в жизни.
Дай мне не то, чего я себе желаю, а то, что мне действительно необходимо.
Научи меня искусству маленьких шагов.
Все умные изобретения и ученые, благодаря которым мы получили многое из того, что имеем были русскими и верили в Бога!
Да хранит вас Господь!
Татиана, а давайте все же четко помнить сферу применения религии и не уподобляться героям тупых бразильских сериалов? Которые на голубом глазу заявляют (поправ законы генетики), что «у двух блондинов может родиться черный ребенок, если так Бог велел»?
Есть нравственные устои, есть основы строения материи, законы физики, химии и биологии. И психологии тоже. Это к вопросам о вранье, которого нет, да к спасению от отравления краской путем распевания имен царской семьи?
Крестный ход — не место для дискуссий, но здесь-то я могу себе позволить…
В России стремительно падает авторитет фундаментальной науки. Он уступил место «культу денег» и сферам, которые этот культ помогают поддерживать: экономике, юриспруденции, искусству политического пиара и коммерческой рекламы.
В хвосте, похныкивая, плетется реклама некоммерческая, не в силах решить поставленных перед нею задач удержать человека от очередной глупости или подлости.
Религия должна идти вот там, с этой некоммерческой рекламой-неудачницей, и помогать удерживать нравственные устои. А не подменять собой науку и не примазываться к этим дамам, идущим в авангарде. Согласитесь: официальное Православие себя запятнало. Коммерциализированностью, агрессивным настроем в адрес инакомыслящих. Ограниченностью, если хотите.
Никто не забыл, что ранее обучавшиеся в духовных учреждениях изучали, как и светские студенты, в полном объеме физику, химию и биологию, только на еще более фундаментальном уровне (а также философию и еще кучу дисциплин)? Сейчас я сомневаюсь, что их этому учат, во всяком случае — учат добросовестно.
К сожалению, мы сегодня вынуждены метаться из крайности в крайность: или добрый, елейно ласковый бесхребетный верующий, или конструктивно мыслящий, жесткий до жестокости прагматик-хозяйственник, способный принимать четкие решения в материальной сфере. И, между прочим, первый без второго не выживет.
На моей памяти масса примеров, как верующий человек своей этой бесхребетностью и смирением в бытовых вопросах наносил вред не только и не столько себе, сколько своим близким. Потому что путают у нас, кого за что прощать и кому левую щеку подставлять. Применяют всепрощение там, где надо показать зубы и не давать спуску. И — как выяснилось, обрушивают свой гнев на дур, которых всего лишь надо пожалеть.
Чтобы не устроить здесь выяснение отношений в грубой форме, вспомним старую русскую мудрость. Ну да, эту самую: на Бога надейся, а сам не плошай!
С приятным изумлением прочитал репортаж Оксаны Савельевой!
Давно не встречал в наших явно или скрыто помойных СМИ чистого, искреннего, сочувствующего людям, проникающего в душу и будящего в ней покрытое пеплом лучшее рассказа. Такая это теперь редкость, что и не упомнишь. Оксана спасибо Вам за это. Храни Вас БОГ!
Согласен с Вятчаниным. Спасибо вам, Оксана Савельева!
Ребята, спасибо даже не по адресу: настрой события обеспечен его участниками. Функция акына («что вижу — о том пою») благодарности не требует.
Просто призываю не путать официальные позиции «загосударствленного» православия, искренность рядовых верующих и то, что в «век кибернетики, электроники и модернизации» (тьфу на это слово) лозунг «религия — наше всё!» не прокатывает. И, надо признать, не определяет духовность человека.
Продолжая вчерашний коммент, добавлю: один из моих прежних руководителей (вне журналистской среды) строил из себя истово верующего, едет в машине мимо церкви — обязательно перекрестится, во все праздники совещания отложит — в церкви на службе с утра,с батюшкой дружит — чуть не в десны целуется. А подчиненных мог запросто «одаривать» мизерными зарплатами или на просьбу о помощи на лечение ответить «здесь вам не благотворительный фонд» — и ничего не дать!
В то же время знаю множество совершенно светских людей, кому светскость не мешает быть порядочными и не набраться сволочизма ни будучи при власти, ни при больших деньгах.
«Всяко быват»!
Здесь была действительно добрая обстановка. Утаивать или искажать этот факт не считаю возможным, нужным и правильным. Но прошу не путать крестные ходы с турпоходами или иными светскими ивентами.
Уважаемый (ая) Oxanita. Не беспокойтесь, пожалуйста, ничего я не путаю. Может в преклонном возрасте и начну чудить. но пока вроде «нынче и надысь» не смешиваю. 🙂 Просто поблагодарил журналиста за хорошую, с моей точки зрения, статью. Сможете написать так же или лучше- перо в руки и будет Вам уважение и большое человеческое спасибо. Тема роли не играет. К примеру, (но совершенно не обязательно) марсоход Curiosity несколько часов назад передал цветные снимки поверхности Марса. Вот и попробуйте развить тему о жизни на этой планете.