Третий глаз помогает чертовке. А кто же помогал Крошечке-Хаврошечке?
Вот коренной вопрос сказки, не дававший покоя злобной мачехе, изводившей свою падчерицу непомерными заданиями. Судя по рефрену в конце кукольного спектакля, эта спасительница коровушка, которую таки безжалостно зарезали, – метафора нашей родины. Она черна, но молоко у нее белое, всех спасет и накормит (такие формулировки и тем более противопоставления неприемлемы для современной Америки и Европы).
Страшноватый сюжет по мотивам народной сказки счастливые журналисты смогли увидеть в формате закрытого показа в масках и перчатках. Счастливые – потому что это произошло фактически впервые за более чем четырехмесячный перерыв в публичной деятельности всех трех городских театров по причине коронавируса. Что далее – бог весть. Больше того, мы увидели первую режиссерскую работу на сцене театра кукол его нового Главного – Наталии Красильниковой.
А в целом и все руководящее трио отчасти поменялось совсем недавно: театр возглавила в качестве директора, без отрыва от своей актерских обязанностей в театре Драмы, Елена Одинцова. (Бывший директор кукол Ансария Семизорова стала худруком областной филармонии.) Так что в детском театре теперь рулят три дамы: плюсом к вышеназванным – замдиректора Елена Павлова. Как считает великая российская критикесса всего художественного Татьяна Москвина, когда на прежде мужские должности приходят женщины – это значит, что из дела необратимо исчезают деньги, амбиции и энергия. Но для Кирова почти поголовная феминизация культурного процесса давно нормальный ход, и по крайней мере амбиций нашим дамам не занимать. К тому же мужчины последние годы художественно руководили здесь до того неубедительно, что как бы и терять особо нечего.
Спектакль у Наталии Красильниковой получился очень гуманный и гармоничный, он решен в едином русском народном «деревянно- домотканном» вкусе, с уместной стилизацией форм (кроны деревьев как вязаные деревенские половички, рога доброй коровы-матери как поблескивающий золотом месяц, художник Анна Малых), ничто в нем не выбивается из целого и не огорчает фальшивой нотой, надуманностью или нелогичностью образа. Так я себе и представляла, априори, творческий почерк Наталии Красильниковой, неотделимой от ее очаровательных театрально-драматических героинь в театре на Спасской.
Вот родные дочери гнобят безответную Хавроньюшку, так хотя бы понятно почему: все они уроды. Завидуют красоте. И мать туда же, понимает, сколь трудно будет найти женихов таким дурам, хотя и с богатым приданым. Все они эксплуатируют сироту, но ведь и она добивается своего (выполняет заданные уроки мачехи) хитростью, а не сама: за нее трудится коровушка, чьи косточки потом лягут в землю из-за неосмотрительности Крошечки. Разобраться с архетипической моралью древних сказок всегда непросто ( она нелинейна), но любопытно. Данный спектакль, по крайней мере, помимо своей выстроенной эстетики имеет внятную педагогическую задачу: показать юным зрителям (зрительницам) порочность линии сестер-бездельниц, охотно участвующих в травле и охочих лишь до кавалеров.