А точнее — второй половины минувшего века. Одному из создателей кировского телевидения Владимиру Николаевичу Бучину скоро исполнится 80 лет
Юбиляр выглядит на удивление свежо и бодро: подтянутый, аккуратный, четко мыслящий, увлеченный жизнью во всех ее проявлениях, страстный болельщик за футболистов и боксера Ковалева. Очень артистичный. Поэтому слушать рассказ о том, как он совсем молодым человеком пришел на Кировское телевидение в 1960 году и за какие-нибудь десять лет из помрежа 3 категории вырос не просто до режиссера, а до главного режиссера Кировского ТВ, одно удовольствие. Невероятная, головокружительная карьера. Да, это было как раз то самое время, когда коварный телеоператор Рудольф из «Москва слезам не верит» обещал героине Алентовой, что скоро не будет вообще ничего кроме телевидения – настолько захватывающими рисовались перспективы этого революционно-нового СМИ с его безграничными возможностями.
Вот послушаем, как все складывалось. В 1955 году круглый пятерочник из интеллигентной семьи Володя Бучин за одно только абитуриентское лето успел нереально много: сдать экзамены на философский факультет МГУ и фактически поступить (не зная об этом), затем поступить в военное училище в Ленинграде и пособеседовать в ГИТИСе (так как мечтал вообще-то быть режиссером). Тут же, сообразив, что военная карьера — это точно не его, вернуться домой в Киров и на падающем флажке подать документы в местный пед.. На историко-филологический. Благо, экзамены в МГУ ему тут зачли как вступительные. А между делом он еще успел поработать и артистом вспомсостава в кировском драмтеатре, где тоже быстро все понял про взаимоотношения в творческом коллективе, и раздумал становиться театральным режиссером.
К тому же, всего этому ему потом в годы учебы хватило – бесконечные смотры самодеятельности и студенческий театр миниатюр. Так что по окончании вуза вместо распределения учителем на село его ждали прямо на КСТ (Кировской студии телевидения), которое начало функционировать двумя годами раньше – в 1958-м. Надо сказать, что первыми режиссерами там были именно театральные люди, в том числе из Москвы, из тех, у кого артистическая карьера не очень-то задалась. А все потому, что одной камерой, имеющейся в распоряжении целой студии ТВ, было можно снимать пока только собственные театральные постановки. Не трансляции со спектаклей городских театров, а именно что свои, с участием драматических артистов, которые охотно шли играть в этих телеспектаклях, а кировские писатели охотно писали для них пьесы. Вот только люди театра с пультом работать не умели… Им требовался ассистент.
Буревестников и выше майора в кадре быть не должно!
И вот в 62 году из Москвы прислали первую передвижную телевизионную станцию – знаменитый автобус с круглыми антеннами на крыше, напичканный аппаратурой и проводами. Стало возможно уже делать репортажи с мест, причем это всегда был прямой эфир без поправок и монтажа. Представляете, какая ответственность? В стране с жестким партийным контролем любого слова снимать заведомо идейно правильную картинку из реальной жизни. В случае ошибки режиссер рисковал карьерой и партбилетом, поэтому умел виртуозно предугадывать любые внештатные ситуации и реагировать молниеносно. Ну, случались, конечно, и проколы. Вот, к примеру, Владимир Бучин всегда отвечал за освещение такого важнейшего общественно-политического события года как праздничная демонстрация и дважды — 7 ноября и 1 мая – готовил творческий отчет о них. (Кстати, говорит он, когда рассказывал нынешним студентам о технических тонкостях подобной съемки, они ничего не поняли: какие демонстрации, какие праздники? Им это неведомо в принципе).
А тогда! Это была кульминация политической жизни, эксклюзив советского строя, символизирующий единение народа и партии. Люди, считает Бучин, ждали их, совершенно добровольно и искренне готовились к тому, чтобы в праздничной колонне сослуживцев, с любовью и преданностью глядя на своих руководителей, пройти под их трибунами, многократно крича «ура» в ответ на высокие приветствия и здравицы. А те в свою очередь тоже испытывали волнующие моменты, идентифицируя себя с великим монолитом по имени «партия». Словом, все у них шло отлично-срежиссированно, но и для телевизионщиков были свои строгие ограничения. Например, ни в коем случае не снимать флаг спортивного общества «Буревестник», которое было на одном из военных заводов. Операторы стоят с камерами на площади, режиссер (В.Н.Бучин) привычно сидит в автобусе и контролирует ситуацию. Флаги идут те, какие нужно. Как вдруг порыв ветра взвивает их и среди прочих откуда ни возьмись – гордо реет «Буревестник». Снято. И ничего нельзя исправить: прямая трансляция. Режиссеру пришлось потом объясняться на самом высоком уровне, там поняли и вошли в положение.
В этом смысле Владимиру Бучину вообще везло. Когда готовил передачу «без галстуков» с футболистами «Динамо», победителями первенства России в классе Б, и сам всячески поощрял их быть как можно более раскованными, один из них, увлекшись рассказом о матче, вдруг заговорил на своем привычном языке. То есть ненормативно. Да не просто одно слово ввернул, а целую художественную композицию! Тоже было нервов. Сначала никто из коллег как будто ничего не заметил, на летучке даже рекомендовали передачу на красную доску как лучшую за неделю, только потом председатель телерадиокомитета Г.Фокин, вызвав к себе, тихонько ему сказал: мол, я-то все слышал, только бы в обкоме не заметили. .. Или в драмтеатре концерт снимали, а был запрет на погоны старше майорских (якобы таких военных чинов в нашем закрытом городе быть не должно). И тут, конечно, один полковник умудрился спонтанно влезть в кадр, и тоже было разбирательство.
Но это так, казусы, а вообще за сорок с лишним лет службы на ответственном посту в этой сложнейшей по техническому наполнению, личному составу и идеологическим задачам структуре, главным режиссером было сделано столько всего, что не перечесть, не рассказать. Тут и учеба в профильном вузе (ЛГИТМИК), и обучение там же коллег, работа с кадрами, отношения с Москвой. Только технических перевооружений за годы его службы случилось четыре (а это значит, сначала сам главреж овладевал новой техникой, потом всех переучивал лично). А собственное кинопроизводство — 60 его телефильмов принято в тираж и в международный обмен, и первый цветной телефильм снял в Кирове тоже он, Бучин, – про дымковскую игрушку. И про Дзержинского в Кае. И про знатных хлеборобов Кожемякина. Да, такое было у нас тогда телевидение, во все сферы жизни вникало, и не было для него границ ни на запад, ни на восток. Высоко ли ценила его Москва?
— Да что вы, наша телекомпания считалась одной из лучших в России. А отсюда и финансирование другое, и штаты пошире, и тарифная сетка для сотрудников. В лучшие годы в нашем комитете работало 260 человек (сегодня в два с половиной раза меньше — МЛ), действовало 13 режиссерских бригад! Так что золотой век, да и серебряный, я считаю, давно в прошлом у КТВ. Если в чем я и завидую своим сегодняшним коллегам, так это в техническом оснащении. Когда я вез на просмотр в Москву свой фильм, то это две тяжеленных железных банки на 20 кг. Зато сейчас все мои 60 фильмов на флэшнакопителе могу положить в карман… Или жизнь животных – что сравнивать, какой техникой мы снимали и какие сейчас возможности. Да и проявка, обработка – очень сложно было с кино. Пленка дорогая, импортная, по ней строгая отчетность, а в итоге всегда перерасход. Так что многие операторы и режиссеры тогда вкладывали свои деньги в кинопроизводство. А сейчас, пожалуйста, включай камеру хоть на два часа ради нескольких минут на экране.
Но вы спрашиваете, насколько реально отражало наше телевидение жизнь народа, области, если сравнить с сегодняшним? Я считаю, несмотря на партийную цензуру, отражало в большей степени, было ближе к жизни. Ведь в мое время был в основном прямой эфир. А не информационные технологии. При этом, вы же знаете, наша телекомпания давно утратила свои собственные передачи, не имеющие отношение к информации. Ну, иногда дадут какое-нибудь интервью. Все решает Москва, строго ограничивая нам время эфира, потому что каждая минута для них – это деньги. За эти годы мы потеряли художественную, молодежную редакцию, кинопроизводство… Да что говорить, Алексея Ивановича Погребного с юбилеем поздравило не наше Вятка ТВ, а федеральный телеканал «Культура»…
== Династия
Жизнь не делилась на дом и работу. Так часто бывает в творческих семьях, когда одно плавно переходит в другое. Здесь же мы имеем дело с настоящей династией, по-видимому в трех поколениях. Во-первых, супруга Владимира Бучина – Людмила Валентиновна, придя на телевидение юной девочкой, проработала бок о бок с мужем всю свою трудовую жизнь, которую завершила режиссером 1 категории. Дочь Татьяна Лисик – известный в городе тележурналист и преподаватель. Внуки Антон и Илларион также одержимо увлечены кино, причем исключительно европейским. Антон уже получил соответствующую квалификацию и ступил на путь самостоятельного кинопроизводства: только что подготовил к показу свою дипломную работу о братьях художниках (не Васнецовых). Каких — об этом скоро узнаем на страницах ВН.
Кстати, когда мы с Владимиром Николаевичем с некоторой ностальгией заговорили о прошлом, которое имеем возможность сравнить с настоящим, Антон неожиданно занял в этом вопросе непримиримую позицию: весь социализм следует выбросить на свалку истории, это абсолютное зло. Наши доводы – что теперь уже ясно, как деньги и технологии уничтожают человеческие отношения и базовые ценности нематериального порядка – он решительно отверг. Утверждая, что все хорошее в советской культуре пробилось вопреки, а не благодаря, и что в данном случае важны не наши личные воспоминания, а документы.
Как же сосуществует столько кинематографистов разных поколений в одной семье, да еще и с диаметрально противоположными убеждениями? – забеспокоилась я. «Это потому что все мы друг друга очень любим», — ответил Антон.