то есть в одиночку идти против течения и агрессивно-победительных трендов массовой культуры?
Может, если он — успешный и прославленный пермский писатель Алексей Иванов. Позиционирующий себя как путешествующий культуролог, а вовсе не историк (это к слову о критике в его адрес). Работающий не с документами, но с текстами историков, этнографическими источниками и словарями. Открывший миру не только «уральскую цивилизацию» и смачно описавший жестокости древней и новейшей российской истории, но и своеобразно откликающийся на основные вызовы современности.
В минувшую пятницу Алексей Иванов вместе с его продюсером Юлией Зайцевой посетили библиотеку Герцена по приглашению читательского клуба «Зеленая лампа». Здесь только за последние пару лет перебывали в гостях, кажется, все самые заметные и «разновекторные» российские литераторы. Евгений Водолазкин, Денис Осокин, Майя Кучерская, Борис Минаев, Сергей Шаргунов, Лев Рубинштейн, Гузель Яхина, Захар Прилепин (а также неподалеку, в театре кукол, но все равно в Кирове – Евгений Гришковец и Дмитрий Быков), оставив неизгладимые впечатления в умах интеллигенции и отчетливый след в здешней культурной реальности. В столь высоком изводе литература по-прежнему наше все, особенно в провинции, — квинтэссенция национальной мысли и совести, место для отдохновения и смутных надежд русской души в наше тухлое время, души измученной утратой какой бы то ни было ценностной ориентации и социо-культурной перспективы.
По моему ощущению, могучий вал всероссийской славы Алексея Иванова естественным образом пошел на убыль, теперь в биографии писателя настало время собирать камни и пожинать урожай с обширнейшей библиографии – многочисленных романов и литературы нон-фикш: переводы, аудиоверсии печатных текстов, экранизации и тд и тд.. Только на данный момент, после триумфального шествия в 2013 г. по экранам страны «географа Хабенского», одновременно снимается несколько фильмов и сериалов по его произведениям «Псоглавцы» (Егор Кончаловский), «Сердце Пармы» (Сергей Бодров), «Ненастье» (Сергей Урсуляк). Также начата, но пока приостановлена экранизация самого динамичного «кинематографического» романа Алексея Иванова – «Золото бунта».
Для начала стороны обменялись любезностями: ведущая «Лампы» Галина Макарова напомнила, что первое бурное обсуждение текстов писателя состоялось здесь аж в 2007 году; он в ответ заверил, что давно наслышан о вятском клубе, а также тепло отозвался о городе и восхищенно о библиотеке. И пошла задушевная беседа: сперва свои вопросы и мысли озвучили старшие-опытные читатели, потом расхрабрилась образованная ищущая молодежь (а ее было немало в переполненном зале, и это отлично).
Вот, например, как стать писателем? Чтобы на тебя обратили внимание и начали издавать? Иванов порекомендовал просто много писать, накапливать тексты и наблюдения за жизнью, чтобы, когда выпадет подходящий момент, удача, везение (или просто «блат» — как в его случае, плюс до этого 13 лет работы в стол и 3 готовых романа в наличии), было что предъявить фортуне.
Нормальные герои никогда не идут в обход
Подробнейшим образом гостями была разобрана животрепещущая тема «героя нашего времени» в искусстве. Кто он, и есть ли таковой в современной литературе — человек, выразивший главный конфликт времени? У Иванова два таких героя — Виктор Служкин из «Географа..» и Борис Моржов («Блудо и мудо»). Романы написаны в разные годы и соответственно отразили разные конфликты. Географ возник в 1995 г, когда страна покачнулась и почва ушла из-под ног ее жителей: тогда все жаждали покоя, хоть какой-то стабильности. Обаятельный раздолбай и «последний русский интеллигент», географ Служкин выступил фигурой почти шутовского компромиссного примирения с грубыми реалиями девяностых – он по крайней мере искал его.
В нулевые как будто была объявлена эта стабильность, но тут новая проблема. Иванов формулировал ее так: настало «благополучие», основанное на нефтедолларах.И вот можно ли сделать что-нибудь хорошее со страной на деньги, которых мы не заработали, а получили на халяву. То есть построить счастье на лжи. И что тут лучше, быть успешным или подлинным? На эти вопросы у него отвечает герой «Блудо и мудо».
А вот наши дни, смутные десятые.Тотальное нашествие смартфонов. Главный конфликт времени (по Иванову) грозит на десятилетия вперед вылиться в фундаментальную проблему не столько даже культуры, сколько всей современной цивилизации, которой грозит полное вырождение. И теперь человечество просто вынуждено будет ступить на путь интеллектуальной борьбы за выживание, ибо виртуальная реальность пока что одолевает жизнь как таковую. Ведь чтобы людям знакомиться и общаться в сетях, больше на надо становиться лучше, симпатичней, богаче, интересней. Виртуальная жизнь таким образом лишает человечество эволюции. Ничего не надо заслуживать, добиваться, поскольку исчезает феномен авторитета, который есть базовый институт культуры вообще. На эти вызовы и должен ответить герой нашего времени, сказал Иванов, однако даже если таковой появится – совсем не факт, что он будет считан, опознан, услышан.
И последним московским критиком был Лев Данилкин…
Как писатель относится к литературной критике? Плохо. Он перестал ее замечать. Ибо как институт она уже не существует, унаследовав все неприятные признаки блогерства: разнузданность, поверхностность, некомпетентность, безответственность. К этому недавних профессионалов понуждают сами редакторы изданий, ориентируя их на блогерские стандарты и популярность, то есть опять-таки на деградацию. Далее, огромная загруженность столичных «критиков», с целью хорошо зарабатывать, не позволяет им прочитывать всю книгу (а только начало и конец). Плюс ангажированность издательствами, когда рыночные механизмы требуют выдавать положительные отзывы еще до выхода книги из печати. «Так что мы теперь не ориентируемся на большинство московских критиков, — говорит Юлия Зайцева, — для нас важно, как пойдет книга в регионах».
«Я страстный поклонник сериалов»
— Если ли у вас хобби? – Отказавшись рассказать о своей личной жизни, А.Иванов также отрицал в ней наличие увлечений, отдыха как такового и ЗОЖ. Беря в пример У.Черчилля, который на вопрос о причинах его продуктивного долголетия отвечал: а это потому что я всегда курил, пил коньяк и не занимался спортом. Писатель признался, что иногда смотрит тв-новости (хотя они ужасные) и обожает сериалы. В этой связи он интересно порассуждал о постмодернизме в российском и европейском-американском кино и литературе (за явным концептуальным преимуществом последних).
— Нужен ли России царь? «По-моему, он у нас уже есть, — сказал А.Иванов. — Однако мне, как человеку заводской цивилизации, нужен скорее хороший директор, а не царь».
Поезд ушел бесповоротно
— Произойдет ли возрождение русского рока, вроде бы опять настает время, когда он будет нужен и востребован? (имелась в виду музыка). – Вернуть его вряд ли возможно. Выразить дух эпохи новая музыка еще могла бы, однако главным в русском роке был все же поиск живой коммуникации. А это сейчас не нужно, людей устраивает общение в сетях.
— Почему в ваших книгах так много матерятся, нельзя ли убавить? – Некоторые герои книг живут в такой среде, что их разговоры без мата будут ложью, это их основной язык. А вот почему так происходит? По мнению А. Иванова, мат там, где находится территория вражды. Улица сегодня — это территория вражды. И телевидение, кстати, тоже.
… А все-таки жаль, что моя личная встреча с Алексеем Ивановым случилась сейчас, а не в нулевых, когда одна за другой выходили его забойные книги — «Общага…», «Сердце Пармы», «Золото бунта» и тот же «Географ…» (я тогда бы наверно умерла от счастья). Отношение резко поменялось после злосчастного «Ёбурга», написанного в жанре нон-фикшн, из-за необъективности, поспешности и явной заказанности коего на Иванова сильно осерчали многие граждане Екатеринбурга, так что к приезду его на Вятку у наблюдателя имелись сердитые вопросы, в том числе и от жителей Урала. Да только атмосфера встречи явно была не та, а сам гость зато был так мил, интересен, глубок и добросовестен в своих ответах, что я сразу передумала. Любить своих кумиров, и любить истово, безусловно, не обращая внимания на детали – это ведь так по-нашему.