— заверили своего коллегу члены Вятского СХ
На так называемых юбилейных выставках, итожащих творческий путь художника, особенно остро понимаешь, как порой безжалостна судьба к людям свободных профессий, насколько уязвимы они перед миром. Рассчитывая только на свой талант, они не получают ежемесячного жалованья и соцпакета, пенсия их в основном минимальна. Заболел — твои проблемы.
Зато обидеть художника может каждый. Если ты успешный и хорошо продаваемый автор, то легко можешь схлопотать обвинение в конъюнктурности и заигрывании с публикой, если нет — значит неудачник, не сумел найти изобразительных средств к сердцу зрителя. А с другой стороны, настоящие друзья с уважением назовут то же самое явление честностью и бескомпромиссностью. Как это произошло на юбилейной выставке живописца Игоря Румянцева, визитной карточкой коего является портрет — редкий жанр для представителей местного отделения союза. Мучительное и непрерывное всматривание в себя (многочисленные автопортреты) и в хорошо знакомых, дорогих ему людей, решение все время какой-то очень сложной духовной задачи — вот творческий путь Игоря Румянцева. Не позавидуешь. Но он сам выбрал себе подобную стезю, а выставка с подборкой портретов вызывает отклик и зрительский интерес. В лучших из них физически ощущается напряжение поиска, разгадки жизни портретируемого, тем более что зачастую это родственные ему люди: священники, художники и поэты. То есть — интеллигенция ближнего круга, которая проживают непростую жизнь и движима серьезными сверхзадачами.
Правда, значительная часть представленных работ отображает минувшее — время и людей восьмидесятых, девяностых, находящихся на рубежах эпохи, чреватой историческим выбором. Этим живым ощущением неведомого, роковых необратимых перемен в судьбах страны и отдельных людей то время и было интересно, а теперь нет. Прошло. И наш художник замолчал, двинувшись отчасти к пейзажу, а главным образом к иконописи, которой занимался много и профессионально, расписывая храмы как в Вятской епархии, так и за ее пределами. К сожалению, эта сторона его творчества осталась за рамками выставки; отобразить монументальную живопись в выставочном зале, хотя бы в эскизах и рисунках, не представилось возможным.