Последние два слова — из сочинения мальчика аутиста в док. фильме Любови Аркус «Антон тут рядом». Это послание о человеке его большая личная победа над болезнью и над злой жизнью
Кому, кроме несчастной и смертельно больной матери, нужен в нашей стране асоциальный, никем не любимый и ни к кому не привязанный взрослеющий ребенок? Который только и умеет, что судорожно бежать куда-то (если есть пространство), или дичиться и лежать натянув одеяло на голову, как личинка в коконе? В стране, которая не так уж давно и людей самого первого сорта миллионами перемалывала в пыль? А вот стало быть нужен.
Для начала — режиссеру и киноведу, редактору журнала «Сеанс» Любови Аркус, потом ее коллегам по редакции, потом — тоже несчастному, но небезнадежному отцу мальчика, потом — тысячам (надеюсь, что и больше того) зрителей, увидевших это уникальное и ни на что не похожее кино. Больше того, именно камера, а даже не участие в судьбе мальчика десятков хороших людей, как говорит в кадре автор фильма, и решила в конечном итоге его судьбу, наконец повернувшуюся к нему человеческим лицом.
А если так много человек — вполне благополучных и не очень — прониклись бедой, взяли к себе «сыном полка», пестовали с переменным успехом маленького дичкА, то значит все мы не так уж и безнадежны? Хотя по ходу столько обескураживающе простых и жестоких формул выведено в фильме о нашей жизни, что впору впасть в отчаяние — ведь это не только Антон, а все мы вынуждены так влачить и терпеть, потому что сильные и умеем жить без любви, а он нет. Так что это в определенной мере фильм-зеркало, картина тотального людского сиротства (а не только череды больных и убогих в специнтернатах) во всей своей красе.
И как же наглядно продемонстрирова
И еще. Поднята не небывалую доселе моральную высоту миссия режиссера документального кино. Который, сам того не чая, попал на съемках в какой-то нерв жизни и случайно стал не ее беспристрастным фиксатором и не амбициозным Автором Фильма, а лицом активно сострадающим, далее — деятельным участником и по сути спасителем. Честь и слава.
Какое все это имеет отношение к нашему городу? Фильмом «Антон тут рядом» был открыт новый сезон в киноклубе библиотеки Герцена. Перед показом его в высшей степени компетентная ведущая Галина Макарова не поскупилась на такой отзыв: де, это самое сильное кинопроизведение из всех, которое ей в жизни довелось увидеть. Далее в библиотеке всю неделю шли просмотры и обсуждения фильмов о людях «с ограниченными возможностями», снятых кировскими кинематографиста