Никогда не бывала в крестном ходе — захотелось посмотреть собственными глазами на обстановку, в которой он проходит. Сели с мужем вечером в машину и покатили в Бобино, куда к 20.00 должны были прибыть паломники, вышедшие утром из Кирова.
На подъезде к селу уступили дорогу трем мчавшимся в ту же сторону автомобилям с красными крестами. Причем на боку одного из них успела прочитать надпись «Реанимация». А подъехав, уткнулись в длинный хвост стоящих в пробке машин. Оказалось, что ход в Бобино уже прибыл. Регулярное движение по трассе через село перекрыто полицией — пропускают только порционно, в первую очередь — особо важный и спецтранспорт. Пришлось оставить машину на обочине и далее брести пешком.
Буквально через пару десятков метров навстречу стали попадаться группами и поодиночке люди в походной одежде, с поклажей за плечами, кое-кто даже с иконками на груди, которые на этой точке завершили свое паломничество. Или же пробу молодых сил. Как сказали парни в одной из встреченных групп: «сходили ради интереса перед дальним походом, проверили, осилим дорогу пешком или нет, 20 км нам вполне достаточно, поэтому возвращаемся».
Вообще, разномастный контингент участников церковного, православного хода здорово бросается в глаза: дети, старики, молодежь — по-христиански степенная, скромно одетая и тусовочно раскованная, со всякими стильными прибамбасами, целые семьи, супружеские пары, одержимые одиночки, истово верующие и ни во что не верующие, экстремалы, туристы, искатели приключений, журналисты, политики — все категории, пожалуй, не перечесть. Народ, если судить по внешнему обличью, похоже, собрался, как с миру по нитке. С кем довелось поговорить, называли не только Киров, но и Кировскую, Нижегородскую, Рязанскую области. Из знакомых лиц на стоянке паломников узрела Дениса Шадрина (прежде сталкивались на митингах да пикетах) и группу телевизионщиков с ГТРК. Были еще операторы с каких-то каналов, но к ним не подходила, визуально не помню, откуда есть кто — остались неопознанными.
Общая картина на стоянке с разбитыми по селу площадками отдыха заставила вспомнить знакомый со школьных лет термин «броуновское движение»: кто во что горазд — полный разнобой. Одни пали замертво на заготовленные коврики или прямо на голую землю на входе в село и уже спят. Другие, разложив снедь из заплечных котомок, что-то жуют. Третьи — столпились с посудой возле развернутой походной кухни. Четвертые — распаковывают рюкзаки, ставят палатки — обустраиваются. Пятые рыщут по округе, снуют взад-вперед в поисках торговых точек, воды для умывания, подходящего места для ночлега. Ведут переговоры с хозяевами частных домов. Из разговоров ,понятно, что по поводу постоя в домах, расположенных неподалеку от церкви и вдоль центральной улицы, договариваются заблаговременно. Принять постояльцев-богомольцев непосредственно в день хода, как за плату, так без нее — чисто по религиозным убеждениям, могут только на окраине. Места под их коллективное размещение выделяются также в помещениях ДК, администрации и школы, но и там, говорят бобинские жители, обычно все бывает «забито» наперед организованными группами из десятка и более человек.
Большой палаточный лагерь — очевидно, опытных ходоков, идущих в авангарде — обосновался возле и на внутренней территории Бобинской церкви. А к переносимой ходом иконе Николая Святителя, установленной на постамент и охраняемой стражем порядка, выстроилась длинная очередь жаждущих поклониться и приложиться к лику святого чудотворца. Некоторые паломники, остановившись там, где им удалось, если не расположиться основательно, то хотя бы на время присесть в виду иконы и церковного креста, читают вслух молитвы и поют псалмы.
На вопрос, что их раз за разом побуждает отправляться в ход, испытывать физические нагрузки, неудобства, да еще и с малыми детьми, многие здесь отвечают: «духовная потребность».
«Впервые пошла. Думала и километра не пройду, потому что ноги больные, плохо держат, из дома почти не выходила в последнее время, — поделилась 66-летняя пенсионерка из Кирова. — А получилось, что не заметила, как отмахала целых 20, и сейчас нисколечко не чувствую усталости. Прилив сил, как будто в молодости, такая бодрость во всем теле необыкновенная! Вот только обгорела на солнце, теперь кожа на лице и руках немного побаливает — не догадалась по дороге, что нужно прикрыться от его лучей. Шла без всяких забот и тревожных мыслей в голове».
Атмосфера на стоянке странная — скорее будоражащая, чем успокаивающая. Но разлитая в ней энергия единой коллективной целеустремленности десятков тысяч человек, и правда, здорово бодрит, подпитывает — точно приподнимает над землей. Может, в этом и есть глубинный сакральный смысл хода?
Интересный репортаж и фотографии. Спасибо большое.
Тоже задумалась, почему люди ходят в крёстный ход, испытывают такие трудности и ощущают подъём сил?
Возможно, что наш век обычному человеку не хватает простоты, обычного природного экстрима.
Ходим по асфальту, живём и работаем в каменных коробках, которые напичканы телевидением, интернетом…
А тут свежий воздух, простор. Нет рамок из четырёх стен, и нет тех забот, которые есть в обычной жизни.
Заземляются, так сказать))))))))
Это как в поезде, сел и поехал. Отключился от повседневных забот.
Плюс, конечно, для многих, надежда.
Спасибо, действительно интересный репортаж.
Кстати, кировский-вятский писатель Владимир Морозов в замечательной книге «Посолонь или Мой опыт Месяцеслова» пишет (стр. 73): «В прежнее время этот крестный ход «походил больше на некое пиршество, а не истинное моление» (слова преосвященного Лаврентия [1733-1737]), в жертву Святителю Николаю приносили баранов, закалывали их вблизи Великорецкой церкви, сопровождали всё это пиршеством, припасы для которого (в частности, варение пива) заготовлялись с ноября месяца… И только уже в половине XIX века эти старинные, напоминающие языческое жертвоприношение, обычаи понемногу исчезли, чему не мало способствовала Высочайшее распоряжение Николая I по поводу отчёта губернатора 1879 г.: «Не нарушая при сем случае древних и укоренившихся обычаев, поколику оные не противны правилам церкви, учинить распоряжение, дабы тщательно устранено было всё, что несообразно с достоинством богослужения и с святостью места, и дабы обычай, соединённый с набожностью, не был в тоже время соединен с беспорядками, нечистотою и корыстными видами»».
Спасибо, Наталья. Очень интересная выдержка.
Многие исследователи утверждают, что на Руси культура православной религии развивалась от викингов.
Кстати, традиция жертвоприношения осталась))))Сжигание чучела, в виде человека, на проводах зимы-матушки.
1) У тех, кого вы называете Язычники, Жертвоприношения, есть и будут, только под словом Жертвоприношение, не имеется ввиду, человеческое убийство и приношение людей в жертву. Жертвоприношение имеется ввиду пожертвовать чем-либо во Славу Богов, это может быть и какая либо вещь и Пирог, и какой-либо напиток итд
2) Человеческие жертвоприношения ввёл Владимир, по одной из версий, дабы люди отвернулись от своей исконной Веры.
3) Либо это всё хорошо продуманная легенда, чтобы удержать людей в лоно церкви, хотя бы в страхе перед кровавыми жертвоприношениями.
4) Сами заповеди наших Богов ( Предков) опровергают кровавые человеческие жертвоприношения.
5) Не можете думать сами, верьте всему, что говорят Батюшки или те, кто пишут с их Благословения.
А по вашему получается, что мы жили как изверги, даже ни как люди, только и делали, что убивали, всех без разбора, совокуплялись со всем что шевелилось, не уважали своих родителей, жён. Вам самим как такое. Христианству, как религии 2000 лет, а Язычество зародилось со дня зарождения жизни на этой Земле. Было есть и будет, только всё дело в том, что следую по пути своей традиционной Веры, постоянно надо думать, решать. А в Христианстве всё проще, за тебя уже всё решили, всё прописали, читай свод правил, поправки к ним и всё, будь счастлив.
Вот это всё и на водит на мысль, что сейчас, в наше время, когда, действительно, приходится много думать и решать, заставляет людей ходить в крёстные ходы? Уж никак ни страх …Мне кажется, что от одиночества ищут помощи. Человек даже в семье может быть одиноким. А уж в нашем сложившемся «социуме», тем более, одинок.
Может быть, кому-то, действительно, проще жить так, когда за тебя всё решили и прописали.
Но, не мне, точно))))))
И где репортажи о финалах следующих дней?Ждём.
Поток людей уменьшился?
Хотелось бы мнение местного населения услышать от таких нашествий,хотя вряд ли что скажут.И правильно.
По последней инфе, на момент прихода в Горохово количество паломников уменьшилось с 30 до 20 тысяч человек.
Великорецкий крестный ход — великое духовное объединение людей в России, иду 3 раз, вот где проявляются истинные черты людей.