Археолог Макаров Л. Д. в статье ‘Славянские языческие амулеты со средней Вятки’ пишет:
‘Начало славянской колонизации бассейна среднего течения р. Вятки относится к концу ХII-началу ХIII в. Здесь на древнерусских памятниках наряду с прочими предметами обнаружены культовые изделия, в том числе славянские языческие амулеты. Наибольший интерес вызывает бронзовая статуэтка мужчины с бородой и в шапочке, левая рука его уперта в бедро, а правая поднята вверх и держит изогнутый предмет в виде рога. Находка выявлена «в Вятке… на глубине аршина» (Спицын А. А. Шаманские изображения, рис. 7), но в настоящее время местонахождение ее неизвестно… Аналогичная фигурка найдена на Кинтусовском могильнике Х-XIII вв. в Западной Сибири (считается, бесспорно, привозной)… Такие же предметы, но отличающиеся положением правой руки, обнаружены в Пермской губернии и в Новгороде в слое ХII в. Подобная же фигурка выявлена на о. Вайгач’. Что касается происхождения, то ‘более правы, по-видимому, исследователи Новгорода, сопоставившие новгородскую находку ХII в. со славянским языческим божком, скорее всего, Перуном, а также В.В.Седов, написавший о древнерусском происхождении находок. Возможно, данные амулеты … попадали на восток со славянами-переселенцами’.
«В пределах вятской земли обнаружена… привеска из Никулицына в виде лезвия топора (рис. 5). Привески-топорики бытуют в воинской среде, что позволяет считать их знаками принадлежности к воинскому сословию, они вручались сыновьям дружинников при постригах-обрядах, сопровождавших первое обрезание волос у ребенка».
В. В. Мурашева. ‘КАРМАННЫЙ БОЖОК’ ЭПОХИ ВИКИНГОВ ‘Традиция изготовления ‘карманных божков’, изображающих неведомого нам языческого бога, продолжала жить на территории периферийных языческих районов севера Восточной Европы. Свидетельством этого являются фигурки так называемых перунчиков. Многие детали изображения гнездовского идола (амулет найден в 2003г.) повторяются в этих фигурках, найденных в Прикамье, Новгороде и в святилищах на острове Вайгач, — это верхняя одежда, подпоясанная и спадающая складками до середины бедер, круглые навыкате глаза, крупный выступающий нос и, самое главное, поза — одна рука ‘перунчиков’ лежит на поясе, вторая — чуть выше, на животе. П.М. Алешковский, а вслед за ним и Н.Г. Недошивина считают местом производства ‘перунчиков’ территорию Прикамья. Однако Н.Г. Недошивина отмечает, что амулеты, выполненные в местной ремесленной традиции (плоское литье с небрежной отделкой поверхности с одной стороны), имеют облик, не характерный для местных финно-угорских племен. Кольчуга, рог в руке у одного из ‘перунчиков’, возможно, подчеркивают связь амулета с русскоязычной дружинной средой. Н.Г. Недошивина полагает, что фигурки-амулеты могли быть изготовлены мастерами верхнего Прикамья для русской дружинной среды, осевшей в данных регионах’.
http://www.uhlib.ru/istorija/vikingi_mezhdu_skandinaviei_i_rusyu/p5.php
Наиболее близкий аналог Вятского амулета был найден на Кинтусовском могильнике, который входит в ‘ансамбль Кинтусовское-4’ на притоке Оби Салым. Памятник включает селище, городище, кладбище и святилище… Изучено около 60 погребений и ритуальный комплекс… датируемый XI-XIII вв. (О родстве населения городищ Оби с Прикамьем упоминалось в работе ‘Вятские биармы’.) Подчерку, на Вайгаче также имеется святилище. Новгородский амулет был найден на церковном дворе, полагают, что он был изъят. Итак, данные амулеты связаны с воинами-язычниками и их святилищами.
Изображение мужчины на Вятском амулете очень похоже на главное божество западных славян лютичей-венедов, живших когда-то на территории нынешней восточной Германии и северной Польши: ‘Полное подобие основной схемы Святовита дает небольшая подвеска-идольчик из Прикамья’. — Б. А. Рыбаков ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ.
В «Космографии» Герарда Меркатора (русский перевод 18в.) есть описание нравов островных ругов: ‘На острове том живали люди идолопоклонники, Рены (Раны) или Рутены имянуемые, люты, жестоки к бою, против христиан воевали жестоко, за идолов своих стояли. Те Рутены от жестосердия великого едва познали после всех Христианскую веру. Того острова владетели таковы велможны, сильны, храбрые воины бывали, нетокмо против недругов своих отстаивалися крепко, но и около острова многие грады под свою державу брали, и воевали с Дацким королем и со иными поморскими князьми и с Любскою областию воевали много, и всем окрестным Государством грозны и противны были. Язык у них был Словенской да Виндалской (Валдалской); грамотного учения не искатели, но и заповедь между собою учинили, чтобы грамоте не уталися, токмо воинским делам прилежные охотники были’.
Балтийские славяне были неплохие мореходы. На острове Рюген на крутом морском мысу был культовый центр ругов — город-святилище Аркона 7-12в. Здесь в храме стояла огромная статуя Свентовита, — главного божества венедов. «В правой руке [бог] держал рог, изготовленный из разного рода металлов, который жрец этого святилища обычно каждый год наполнял вином, чтобы предсказать по уровню жидкости урожай будущего года. Левая рука наподобие лука упиралась в бок». Поблизости от идола находились узда, седло и огромный боевой меч и щит. В храме стояло священное знамя Святовита, называемое Станицей, которую раны чтили и несли перед собой в походе или сражении. При храме содержался священный конь Святовита, белой масти с длинными, никогда не подстригавшимися гривой и хвостом.
Крепость Аркона состояла из трех частей, разделенных двумя валами. Храм и конюшня располагались в мысовой части. В средней жили монахи-охранники, а во внешней — простые горожане. Аркона в ходе упорной войны была разрушена данами в 1168 г.
Святилища, подобные Арконскому, существовали также и в других городах, в частности, важнейшим центром язычества у балтийских славян был город Радигощ в земле ратарей. В своей ‘Хронике’ Титмар Мерзебургский сообщает:
‘Есть в округе редариев некий город, под названием Ридегост (земля Мекленбург), треугольный и имеющий трое ворот; со всех сторон его окружает большой лес, неприкосновенный и свято почитаемый местными жителями. Двое из этих ворот открыты для всех входящих; третьи же, обращённые на восток и самые маленькие, открывают дорогу к лежащему неподалёку морю, весьма страшному на вид. В городе нет ничего (интересного), кроме искусно сооружённого из дерева святилища, основанием которого служат рога различных животных. Снаружи, как это можно видеть, стены его украшают искусно вырезанные изображения различных богов и богинь. Внутри же стоят изготовленные вручную идолы, каждый с вырезанным именем, обряженные в шлемы и латы, что придаёт им страшный вид. Главный из них зовётся Сварожич; все язычники уважают и почитают его больше, чем остальных (Ридегаст — второе имя Свярожича, по названию города). Знамёна их также никогда не выносятся оттуда, за исключением разве что военной необходимости; причём вынести их могут только пешие воины… Сколько округов в тех краях, столько там и храмов, в каждом из которых почитается неверными идол того или иного демона. Причём вышеупомянутый город занимает среди них особое положение. Отправляясь на войну, они прощаются с ним, а с успехом вернувшись, чтят его положенными дарами; путём жребия и коня, как я уже говорил, они старательно выясняют, что служители должны принести в жертву богам. Особо сильный гнев их смягчается кровью животных и людей. Всеми ими, называемыми общим именем лютичей, не управляет какой-то один правитель. Решение необходимого дела обсуждается в общем собрании, после чего все должны дать согласие на приведение его в исполнение’.
По гравюре в Саксонской хронике 15в. идол Ридегаст держит на груди щит с изображением чёрной бычьей головы, в руке — секиру, а на голове его птица. Птица неясного вида, вполне может быть и галка-галаца. Латинское слово ‘gallus’ означает не только ‘галл’, но и ‘петух’. Возможно отсюда прозвище одного из племен славян — галичи. Исследователь Трусов С. В.: ‘новгородцы являются прямыми потомки варягов, переселявшихся с территории заселённой балтийскими славянами, а этногенез последних происходил при активном участии гальских племён, бежавших от римской экспансии на север’. http://h.ua/story/358912/
Он ищет галичан среди зап. балтийских славян, тот же Рюген и Волин. Галичане упомянуты наряду с др. народами в ПВЛ: ‘Потомство Иафета (помимо славян и чуди) также: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие’. Тут перечислены европейские народы. Галичане как отдельный народ могут быть соотнесены с западными славянами, перебравшимися в русские земли, в частности, в Галицкое княжество, откуда в 12в. вышли зап. бродники-берладники. На гербе Галича была черная птица. На Украине есть топонимы связанные с Ридегастом-Радигостом: Радогоща (город Радогоста) на Житомирщине и Черниговщине, Мала Радогоща и Велика Радогоща в Хмельницкой области. Существенно, что и на землях вятичей можно найти поселения, связанные с именем этого бога. Таковы Радогошь на реке Нерусса к северу от Севска и к западу от Крома. Из этого можно сделать вывод, что и здесь жили выходцы из Галиции.
Городища-святилища зап. славян характеризуются такими признаками: меньший в сравнении с обычными поселениями культурный слой, валы и рвы городища (с плоскими верхом и дном) помимо оборонительного значения применяются для культовых целей (на них разводили огни), рядом с городищем располагается могильник и селище, а на некотором расстоянии от него имеется группа селищ. Только на городищах-святилищах совершались человеческие жертвоприношения. Городища располагаются на возвышенных местах с природными крутыми склонами, часто на мысах, при этом выделяются два полукруглых вала с напольной стороны. Наибольшая концентрация известных языческих святилищ, помимо земель западных славян, наблюдается в районе Прикарпатья (верхнее течение Днестра, Южного Буга, Прута и их притоков). Особенно известны городища-святилища Звенигород, Богит, Говда на р. Збруч.
«Городище Звенигород, как и Богат, являлось связующим центром для окрестных неукрепленных поселений. Городище также возникло на месте укрепления скифского времени, более древние валы которого были использованы славянами. Они же насыпали и дополнительный земляной вал. Валы городища ни по своей конструкции, ни по расположению не были приспособлены для обороны. На их плоских вершинах и ровном дне рвов находились площадки для огней и жертвоприношений. Городище Звенигород, как и Богат, было разделено на две части — сакральную и общественную. На сакральной части были расположены круглые капища, жертвенные ямы и сооружения с хлебными печами, жертвенные площадки, длинные дома для хранения богатств святилища. На общественной части стояли длинные дома для общественных пиров и сходок, ямы для одноразовых жертвоприношений, жилища служителей культа».
http://www.agesmystery.ru/node/156
По версии булгарской хроники в 1171г. на Волгу прибыли 3000 воинов-берладников, выходцев из Галицкого княжества. Здесь они построили крепость Аркоч и другие селения. Название Аркоч очень похоже на Аркону, тем более, что родиной воинственных галиджийцев-галичан в хронике назван «остров Артан», под которым легко узнать Рюген. Слово Аркона связывают со славянским аркать — кричать, а также санскритским arkati — молиться, ark — петь, восхвалять, приветствовать. В древних русских текстах есть «аркучи» в смысле «крича». Можно сделать вывод, что арконцы-аркочцы во время молитвы громко пели. http://swinow.livejournal.com/73943.html
В Марийско-Чувашском Поволжье от устья Суры до устья Сунгиря имеется скопление поселений 13-15в., отличительной особенностью которых является бурно обсуждаемая историками и археологими ‘Славяноидная керамика’, характерная также для большинства синхронных городищ средней Вятки. Макаровым Л. Д. была высказана мысль, что эта керамика отражает наличие в тот период в указанных регионах смешанных браков: пришлые мужчины-славяне женились на местных финноугорках (марийках, пермячках и вотках).
Из диссертации Михеевой А. И. ‘На памятниках Марийского Поволжья обнаружено большое количество русских изделий, которые представлены, в основном, железными предметами бытового назначения (замки, ключи) и вооружения (булава, фрагменты кольчуг)… Ядром округи являлось Важнангерское (Мало-Сундырское) городище, выполнявшее роль культового, военно-оборонительного и экономического центра. Укрепления городища представлены валами, рвом с напольной стороны, и плохо сохранившимися свидетельствами деревянных башен и стен. На валы ставились однорядные стены из гориз. бревен, а в разрывы валов — башни, квадратные воротные и шестиугольные».
Е. Х. — За внешним валом обнаружено огражденное забором селище, большее по площади, чем само городище. В конструкции внутреннего вала различаются два периода строительства. В первый — был выкопан ров с плоским дном, выложенным крупными камнями, и построен древоземляной вал, укрепленный внутри крюковым способом. В основании вала найдены кости рыб и животных (в том числе, свиньи и собаки) и обожженный грунт, что указывает на принятый ритуал при начале строительства святилища. В первой пол. 15в. после разрушения старого вала и частичного осыпания его в ров, он был досыпан и обложен камнями, а по верху построена деревянная стена. Кроме того, на оползшем в ров склоне было построено дополнительное укрепление (забор). Из этого можно предполагать, что назначение этой линии укреплений изменилось.
‘На краю мыса обнаружено мощное святилище с довольно сложной структурой. Мощность жертвенного слоя составила 25 — 30 см. На площадке изучено сооружение, являющееся, по предположению исследователя, остатками святилища. Здесь найдены гвозди для подков с прямоугольной шляпкой. Остатки жертвенника представлены кострищами, содержащими большое количество кальцинированных костей’.
‘Система расположения поселений в окрестностях Важнангерского городища (8 селищ и городище-кузница) соответствует структуре гнезда-общины восточных славян’. ‘Важнангерское городище выделяется среди всех известных марийских поселений значительной площадью. Культурный слой малонасыщен культурными остатками, поэтому вряд ли здесь проживало большое количество населения. Вместе с тем, на ближайших селищах зафиксированы слои насыщенные арх. находками. Городище имеет мощную оборонительную систему’. Конец цитат.
Обратим внимание на плоское дно внутреннего рва, выложенное камнями, а также, исходя из крюковой конструкции вала, плоскую его вершину, что характерно для святилищ зап. славян. На этих площадках разводили ритуальные костры. Всё это указывает на то, что назначение городища было весьма специфическим, его населяли служители культа с охраной. Видимо, в 15в. ров и вал перестали использовать в культовых целях, что могло быть связано с влиянием христианства.
Учитывая, что на городищах в районе центра Кирова помимо местной финноугорской встречается и славянская керамика, а предметов христианского культа почти нет, можно полагать одновременное проживание здесь предков удмуртов и славян-язычников. Славяне-язычники пришли в край уже давно прославившийся своими магами и колдунами.
Андрей Зорин, из эссе «Контуры Вятки»: ‘Уникальным для Вятки, в отличие от других старорусских земель, является сильнейшее влияние дохристианских культур — не случайно Вятка считается в округе землей языческой, наполненной священными рощами, полянами, курганами, даже озерами — сюда приходят и соседние народы поклоняться своим богам. Сила язычества на Вятке признавалась православной церковью — отсюда большая роль отводилась миссионерству и строительству храмов за казенный счет, а не приходами. Один из православных священников как-то рассказывал после путешествия по области, что практически в каждой деревне встречал колдунью или ведьму, а многие женщины, не отдавая себе отчета, используют приговоры и заговоры также обыденно и просто, как приготовление обеда. По мнению приезжих, родительские субботы и другие праздники поминовения похожи в Вятке на массовый ‘исход’ — чего же в этом больше: языческого или христианского? ТАКОГО нет ни на одной территории!!!’.
Из сочинения вятского семинариста Ф. Пинегина ‘История Вятской страны по части церковной’: «Но к стыду вятчан очень немногие из них отдают христианский долг усопшим. Напротив того, каждый, можно сказать, из природных вятчан почитает обязанностью каждогодно побывать на Свистопляске, а с какой целью? Чтобы только посмотреть на безобразных глиняных статуй, продающихся на том месте и полюбоваться игрой мальчиков на свистках, делаемых также из глины, а некоторые приходят туда совершенно с противными христианству и гнусными целями». http://www.vstrana.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=481&Itemid=481
В удмуртском эпосе Тангыра говорится, что воинственный разбойничий народ-грабитель (в оригинале назван ‘руоч’, по-удмуртски русы) захватил древнюю столицу племени Ватка, сжёг святилище бога Инмы-Голубя — место молений и собраний, истребил многих людей и правителей. Захватчики долго пили и веселились на пепелище. После этого часть уцелевших вотяков ушла на восток в район Карино, остальные подались еще дальше — на Ветлугу. Предания об этих событиях до сих пор сохраняются у Слободских удмуртов. В них есть интересные подробности: в Кирове на месте Александровского сада находились священная роща и главное Вятское святилище Бадзым-Куала (Верховный храм). После проигранной битвы (злой бог Никола одолел богов удмуртов и славян) и сожжения святилища плохими русскими, часть вотяков укрылась в лесах, часть ушла на восток, основав поселение Чола (с. Красногорье Слободского района невдалеке от татарского с. Карино), некоторые ушли еще дальше, в сторону нынешнего города Глазова в Удмуртии. Заметим, что идол Инмы-Голубя должен был иметь на себе атрибут птицы, что перекликается с описанной выше статуей Радигоста.
В Вятских сказаниях говорится об упорной борьбе новгородцев с чудью и отяками за Болванской город (переименованный ими в Микулицын), а дальше — за левый берег Вятки, который из-за набегов аборигенов так и не удалось освоить до построения Хлынова. Можно положить, что под чудью понимаются славяно-вотские метисы, а новгородцы в данном контексте — это поселившиеся на Вятке воинственные ушкуйники из братчины Никольщины.
По преданиям вятских удмуртов решающее сражение за Вятское святилище произошло за 52 года до прихода на Вятку Белого царя. В 1489г. на Вятку прибыло огромное московское царское войско и установило новую власть. По воспоминаниям тех же слободских вотяков, царь тогда покарал плохих людей (кого повесил, кого саблей посёк, кого выслал), а вместо них прислал ‘хороших русских’. Воеводу могли принять за царя. Тогда разгром святилища произошел в 1437г., что совпадает со временем перемен на аналогичном Важнангерском городище.
‘Вотяки не участвовали в крестном ходе по поводу разрушения Быдзым куалы на месте нынешнего г.Вятки’ [Смирнов. 1890, с. 14]. — Имеется в виду существовавший в прошлом крестный ход из Волково через Никульчино в Хлынов-Вятку и обратно с чудодейственными стрелами. Ныне от него сохранился рудиментарный ход из Волково в Никульчино. Под вотяками здесь, видимо, понимаются потомки крещеных вятских аборигенов. Вероятно, в основе этого праздника-поминовения лежал «крестовый поход» против Вятских язычников. В Вятке память о трагических событиях сохранялась в искаженном виде как празднование битвы во Вздерихинском овраге (спуск к переправе на Слободской).
«Свистопляска. Этот праздник проходил в четвертую субботу после Пасхи. Традиционно он начинался с поминовения умерших. Священники Пятницкой церкви шли с иконами к месту, где, согласно легенде, некогда состоялась битва устюжан с вятчанами, в которой погибло много народу. На этом месте в память об убитых была сооружена часовня, которая относилась к Пятницкой церкви. В этой часовне и служилась панихида по погибшим6. После панихиды в часовне, когда отмечали Свистопляску, устраивался разгульный праздник, который имел много общего с языческой тризной. Во время праздника Свистопляски непременно устраивали ярмарку, которая проходила на площади перед Пятницкой церковью. Главным товаром в этот день были глиняные дымковские игрушки, которые специально изготавливали для этого праздника. Д.К. Зеленин считал, что глиняные куклы имеют отношение к русальным праздникам. И.Я. Богуславская видит в создании дымковской игрушки отдаленный отголосок культа плодородия. Это также связывает глиняные игрушки с праздниками. Русальные праздники — это время поминовения «заложных» покойников. в культе св. Параскевы-Пятницы на Вятке было много архаическо-языческого: это ее связь с водой, покровительство торговле и купцам, связь с «заложными» покойниками. Некоторые исследователи видят в празднике Свистопляски проявление глубокой христианской духовности вятчан23 . Но детальное изучение праздника показывает его архаический характер, который говорит о сохранении языческих пережитков на территории Вятского края. Связь Свистопляски и культа св. Параскевы-Пятницы, в котором было много языческих черт, также является доказательством того, что о глубокой христианской духовности вятчан говорить нельзя. Надо отметить, что такие архаические черты культа св. Параскевы-Пятницы сохранились не только на Вятке. Г.Н. Чагин описывает подобные праздники в Пермской губернии. Так, в Семик, а позднее — в девятую пятницу после Пасхи, проводился крестный ход и совершалась панихида по убитым у села Искор. Праздник также начинался в часовне, которая была посвящена св. Параскеве-Пятнице, а затем был крестный ход к берегу озера, где, по легенде, святая омыла свое тело. На берегу озера служилась панихида по всем погибшим за Искор. Затем местные купцы устраивали ярмарку. Крестные ходы, посвященные погибшим за Пермь Великую, связанные с культом св. Параскевы-Пятницы, проводились и в Чердыни, и в Соликамске. Причем после них всегда устраивалась ярмарка. Проходили они обычно в Семик или в девятую пятницу». http://www.ruthenia.ru/folklore/amosova1.htm
‘Констатация того факта, что Русская Православная Церковь в процессе христианизации аборигенного населения Урала возводила культовые постройки на месте языческих святилищ, давно уже стала общим местом в историко-краеведческой литературе. В качестве примеров приводятся уникальная часовня в д. Керчевой, выстроенная вокруг ‘идоложертвенного дерева’, часовня во имя Смоленской Божией матери в с. Пянтег, поставленная в священном бору, и, конечно же, часовня во имя св. Параскевы Пятницы на Искорском городище (на Колве, приток Камы). На Искорском городище открыты комплексы раннего (родановская культура — XI-XIV вв. — предки современных коми-пермяков) и позднего средневековья (период русской колонизации Верхнего Прикамья — XV-XVI вв.), остатки языческого святилища, которое перекрывалось христианским культом святой великомученицы Параскевы Пятницы. В.А. Оборин высказал мысль, что древний Искор являлся не только укрепленным пунктом, но и служил святилищем. Основанием для этого послужила находка остатков овального в плане сооружения размером около 7х10 м, которое автор раскопок реконструировал как столбовой навес на обожженной глинобитной площадке. Кроме того, на святилище была установлена прямоугольная бревенчатая конструкция и толстое вертикальное бревно, которое можно было идентифицировать как остатки идола’. http://urbibl.ru/Knigi/cherdin/cherdinskiy-kray-27.htm
Напомню, что по моей версии Искор — это главная база ушкуйников, отсюда они ходили на нижнюю Каму и Вятку. Разрушение святилища в конце 14в. их дело. На территории Александровского сада в прошлом был храм святой мученицы Параскевы Пятницы (упомянут в грамоте Шелома 1574 г.). Располагался он в 160м к югу от ротонды. Сама эта местность (Вятское городище 12-13в.) в прошлом называлась «Ветроум». На славянских святилищах находят замки, ключи и христианские символы (кресты), вероятно, они входили в число ритуальных предметов. Последние находят на месте капищ, что наводит на мысль о принесении в жертву христиан. По церковному преданию Параскева Пятница отказалась приносить жертву идолу, была схвачена и убита язычниками. Можно думать, церкви с таким именованием ставились на месте ритуальных убийств христиан.
Схема расположения основных объектов на территории Вятского городища-святилища и примыкающей местности. Так как археологическая изученность оставляет желать лучшего, многое здесь предположительно. Темно-красными дугами указаны внутренний и внешний валы. Проходы в них, вероятно, были выполнены в виде проездных башен. Башни могли быть также на концах валов. Вероятно, городище использовалось в случае нападения в качестве убежища для окрестных поселян. Местом проживания большинства населения было селище-посад (Хлыновское селище). Возможно, и оно имело какие-то стены.
Остается прояснить вопрос с названием Вятского городища. Давно обсуждается версия о связи упомянутой в ПСВ «горы Кикиморка» (месте начального Хлынова-Вятки) с топонимами типа Кук-мор, который переводят как «горные марийцы». Горные мари по нашей гипотезе составили часть население Вятского городища и селища. Были это потомки берладников, поживших какое-то время на Волге в Горномарийском районе. Слово Mare на румынском языке (где находится местность Берлад) означает высокий, верхний, великий, большой, а также море. Отсюда самоназвание горных мари. Кук-маре — значит «горный-высокий» на двух языках.
Территория Вятского святилища так и осталась необжитой. Здесь стоят лишь временные сооружения: ратонды, деревянные павильоны и краткосрочные символы новых кумиров. Сокральность места сохраняется…
Евгений Харин (skygrad)
Уважаемый Евгений! С удовольствием всегда читаю Ваши материалы, но сегодня в полном недоумении — это что, кусок из какого-то большого трактата? Нет ни начала с обзором и постановкой задачи, ни конца с выводами.
Жаль.
Да, статья несколько перенасыщена цитатами и была немного сокращена. К тому же она является логическим продолжением предыдущей. Вероятно, всё это затрудняет восприятие. Чтобы отвести безосновательную критику, я стараюсь всегда познакомить читателей с первичными документами и фактами в максимально возможном объёме.
В двух словах основной смысл. В этногенезе современных русских, включая вятчан, сыграли большую роль выходцы из воинственного западного славянства. Заметное число их проживало в Галицком княжестве, из которого и вышли зап. бродники-берладники. Ко времени появления их на Волге и Вятке в конце 12в. значительная часть этих вольных бродяг оставалась в язычестве, с которым началась упорная борьба. Поселение их у нас, на отдаленном краю русской Ойкумены, этим как раз и объясняется.
С появлением во второй пол. 13в. в Вятских городках христианских беженцев (от татар) из Русских княжеств, им пришлось потесниться, а после атак ушкуйников в конце 14в. собраться в последнем оплоте своей веры — Вятском городище-святилище.
Евгений, извините, но это же статья, а не роман, не стихи, не пьеса и не запись «потока Вашего сознания».
Статья – это значит своеобразный литературный жанр, где принято строго выделять части в следующей последовательности:
1. Краткое описание проблемы, ее актуальности, известных попыток ее решения.
2. Постановка задачи исследования (цели).
3. Кратко о методике исследования.
4. Собственные научные результаты, их анализ и обобщение.
5. Выводы и предложения по проведению исследований в дальнейшем.
6. Цитируемая литература.
Придерживайтесь этой схемы и будет Вам успех!
Спасибо за совет. Может быть им воспользуюсь. Но я пишу не научные труды, а познавательное чтение для интересующихся историей. Кроме того, Вятская история совершенно не разработана. Не известно с какой стороны подступиться чтобы потянуть за ниточку и распутать клубок. Поэтому более полагаюсь на свою природную интуицию, чем научные методы.
Извините, , если так, то очень жаль.
Вы пишете не на бытовые темы, а по «по истории», а история — это наука, где правила написания трудов изложены выше. Если не хотите выглядеть смешным со своей «интуицией», как методологической основой исследований — переключитесь на другую тему, где Ваш «методологический подход» сработает: ну, к примеру — почем ноне будут огурцы, надето ли что, во….он у той под плащиком, похолодает ли в июле и т.п.
А история это наука. И чтобы знать «с какой стороны подступиться чтобы потянуть за ниточку и распутать клубок» — нужна методологическая основа, а интуиция — это для бабок на лавочке.
Не надо в науке смешить народ.
В том, что история — это наука, существуют сомнения. Начать с того, что большинство историков зависит от своего окружения и гос. поддержки. История могла бы быть наукой, если бы историки были более независимы от такой политики. Такая ситуация во всех странах, а у нас особенно. Поэтому высказываться без оглядки на авторитеты, мифы и догмы могут только независимые исследователи, не обремененные степенями и званиями. С них спросу нет. Чудаки! Работают даром.
Алена П., а где Ваши методологически выверенный труды почитать можно? Очень интересуюсь, очень…
А Евгению — СПАСИБО!
Эк, как Вас припекло :).
Откройте любой исторический журнал, сборник исторических трудов и Вы всю эту «стандартную методологию» увидите своими глазами на примерах конкретных исследований.
И никакого «потока сознания», как у уважаемого Е.Харина, и нет никакой «интуиции» в основе «умозаключений» — это же не цирк с телепатами. И никто в страхе не прячется за дырявым лозунгом политической ангажированности историков — да, знаем, есть такой момент, но ведь и работать надо. Вот все и работают — работают, уважая друг друга, и чтобы легче «врубаться» в проблему, разрабатываемую коллегой, применяют стандартные метологические правила. Это «воздух» представления итогов исследований.
А без них — это для другой целевой аудитории, к примеру для завалинки, для рассказы под оханье старух на лавочке.
Евгений, большое Вам спасибо за статью. Для меня, культуролога, системного расстановщика и просто урожденной пермячки, интересующейся своими корнями — в ней масса интересных деталей. Пища для собственных исследований и размышлений. Думаю, я такая не одна. И Ваша статья — для многих ценность. А руководящие указания комментаторов, «знающих, как надо»… Ну, любители посамоутверждаться за чужой счет найдутся всегда и везде. Удачи Вам, успеха в поисках. Ждем новых статей.