К 400-летию от года кончины главного вятского святого в свет вышел фундаментальный научный труд по истории Трифонова монастыря. Книга, состоящая из двух частей и заключенная в супер-коробку, совмещает признаки богатого презентационного и, одновременно, солидного научного издания, которому уже предрекают судьбу хита цитаций.
В кругах патриотов земли Вятской этому событию придается архиважное значение: во-первых, из уст служителей культа прозвучала мысль, что подобные книги появляются раз в столетие; во-вторых, пятилетняя исследовательская работа и написание монографического труда, проделанного кандидатом исторических наук и нынешним молодым докторантом Еленой Кустовой (без отрыва от преподаватеольской работы!), названа не чем иным как научным подвигом. И, добавим от себя в-третьих, создан изрядный прецедент в том, что малозаметная и малопривлекательная на вид работа историка, проводящего свои дни в архивах, вдруг обрела общественную значимость и резонанс, была к тому же роскошно оформлена полиграфически. С чем мы искренне поздравляем прекрасную молодую ученую Елену Кустову, которая одна проделала работу, рассчитанную на целых коллектив авторов. А также всех, кто принял в «Истории» участие, общих числом не менее 100 человек: издательство «Буквица», художников, фотографов и дизайнера Андрея Драченкова.
Как призналась Елена Кустова, самым трудным в ее работе было сохранить научную беспристрастность в описании духовной жизни монастыря, то есть соединить практически несоединимое: объективное знание и веру. Чтобы получилось и научно, и живо. А для этого нужно «плакать вместе с плачущими». И, по свидетельствам уже прочитавших, бувально каждая страница сделана с любовью. Подобный героизм (научный и человеческий) возможен сейчас, наверно, только среди подвижников, живущих в русской провинции.
Предыдущий труд по истории монастыря был выпущен ровно 100 лет назад, к 300-летию преставления святого. Кто бы мог тогда предположить, что следующий век станет самым драматичным в истории российского монашества, да и в целом народа. Как рассказала Елена Кустова, главный храм монастыря стоял и даже работал еще 10 лет после закрытия обители (в постреволюционное время). А вот что сталось с репрессированными монахами, нельзя было узнать ни в одном архиве, судьбы их терялись в темной гулаговском прошлом страны. И тем не менее один священник из города Кизела, что на Урале, все же отыскал следы вятских монахов на его земле и даже прислал Елене Кустовой уникальный документ — групповое фото с их участием.
Говорят, что к дню презентации весь немалый, для книги подобного формата, тираж в 400 экземпляров практически уже разошелся — по пяти с лишним тысяч рублей за комплект.
Зашла и пожалела об этом.
тираж в 400 экземпляров практически уже разошелся, Епархия выкупила весь тираж
Поздравляю, очень рада, жду следующего тиража!!!!!
Е. Ф. Грекулов
ПРАВОСЛАВНАЯ ИНКВИЗИЦИЯ В РОССИИ
Еще в XIII-XIV ее. новгородские выходцы, утверждая свою власть в Вятском крае, насаждали христианство мечом и огнем, не останавливаясь перед уничтожением местных народов, не желавших креститься. Делалось это при помощи духовенства, следовавшего за завоевателями в новые места. Грамота 1452 г. митрополита Ионы вятскому духовенству красноречиво рассказывает, как внедрялось христианство среди нерусских народов Вятского края. Священники, по признанию митрополита, перемучили много людей, переморили, в воду пометали, сжигали в избах мужчин, старцев и малых детей, выжигали глаза, младенцев сажали на кол и умерщвляли. Расправляясь с такой жестокостью с нерусскими народами, не желавшими креститься, инквизиторы угрожали им еще «великой опалой» от государя и «конечным извержением без милости» от церкви. Митрополит не осуждал духовенство за зверскую расправу с нерусскими народами. Он предостерегал только, что кровавый террор по отношению к народам, не желавшим принять православие, может вызвать ненависть их к духовенству и нанести ущерб церкви2.
Такими же кровавыми действиями отметили свой миссионерский путь и другие «просветители»: Стефан Пермский, Трифон Вятский, Гурий Казанский, Софроний Иркутский и др. Несмотря на их жестокость, церковь причислила этих инквизиторов к лику святых и заставила чтить как «угодников божьих». Духовенством распространялись легенды, будто кровавый террор миссионеров осуществлялся по божьей воле.
p.s. ДРУГАЯ СТОРОНА МЕДАЛИ. Да уж… Эти правоВерные «святые»…
Советуем прочесть…Прикольно
Мнение другого исТОРЫка…
А кто это Ефим Федорович Грекулов???
И зачем Вы советуете читать научно- популярную книженку выпущенную во времена Н. С. Хрущева? Какова ее ценность? Поверьте таких книг, журналов и проч. было очень много и все примерно одного и того же содержания. Практически- близнецы. Их и в те то годы мало кто открывал, разве что замполиты и агитаторы.