Домом единым жив вятский человек, и не только вятский, и не только обыватель (что естественно), но и наши творческие элиты, члены союза художников, в своем изобразительном искусстве тоже стоят на этой уютной почве. И если еще несколько ранее, в более мирные и спокойные времена, над этим можно было бы иронизировать, то сегодня ни-ни. Какое там. Больше маленькому человеку укрыться, найти отдохновение от ужасов действительности и негде, кроме как в своей любимой норке посреди чад и домочадцев. Этому фундаментальному понятию «дом» посвящена третья часть амбициозного изобразительного проекта «Среда обитания», что третий год подряд размещается на площадях выставочного зала художественного музея (первые два были отданы темам портрет и натюрморт). По замыслу в нем соединены живопись, графика, малая скульптура и декоративно-прикладное искусство – словом, все жанры, что могут отдать на суд местного зрителя члены Вятского СХ.
Конечно, авторы этого в высшей степени концептуального проекта не имели в виду ничего подобного (насчет обывательской норки – в широком смысле), а начертали супер-серьезную интеллектуальную преамбулу на стенах зала, с цитированием неведомых нам зарубежных авторитетов из мира искусства; прочесть каковую от начала и до конца мы, увы, не смогли. Хотя надо же отдать должное нашим ведущим культурологам: это наверняка было полезно для написания теоретической части и обоснования важности проекта в перспективе получения федерального гранта, а также для преодоления оголтелой ксенофобии ко всему «ненашему». Так что они молодцы. Но мы все равно будем говорить по-простому.
Все минувшее сакрально. Однако — без будущего
Что видим, если смотреть по содержанию. Интегральное понятие «дом» в данном случае покрывает фактически всю нашу жизнь: внутреннюю и внешнюю. Интерьеры, облики зданий, улицы города – всегда старинные, никто почему-то не воспевает новодел; но дом это и семейные отношения, и внутренний мир художника, и его даже музыкальные фантазии и духовные предпочтения. Видим, что все симпатии авторов отданы прошлому, и это очень важно отметить, и очень печально: ретро взгляд на вятскую жизнь традиционно преобладает, и не видно ничего обнадеживающего или хотя бы формально захватывающего в настоящем и будущем.
Дома, улицы: даже молодые, мастеровитые и уже знатные художники Перминов, Михайлов и Краева находят вдохновляющие объекты исключительно среди раритетных развалин и ландшафтов. Константин Мошкин, молодой, талантливый преподаватель училища, давно и последовательно отрицает урбанизированную реальность города методами искусства. Человек в стандартизированном пространстве холодной городской геометрии отчетливо противопоставлен ей и пока что жив. Мысль не новая, но Мошкин находит для ее выражения яркие и нетривиальные решения. «Прочь» — вот самое его радикальное высказывание, в нем человеку и птицам чужда мертвечина новых зданий. Старые же дома (с подробной прорисовкой деревянной резьбы) выглядят куда лучше и значительней, чем нынешние люди, безликие и слегка неодушевленные (Елена Авинова, триптих на Острожной. «Новогоднее настроение» ).
Всегда стоят на страже своей искренней любви к деревенскому быту и труду старшие художники – Николай Жолобов, Вера Ушакова, Ольга Колчанова (графически интересно оформившая изображения крестьян по типу православной иконы с клеймами), скульптор Вера Бушкова и многие другие. Старинные, патриархальные интерьеры с мыслью семейной – у Виктора Харлова. Интенсивно озадаченная своим сложным предназначением молодежь, братья и сестры – у Александра и Александры Мочаловой. И совершенно в ином ключе, чисто по-бытовому, решает тему дома Максим Наумов. Он разместил свой преуспевающий родственный клан за огромным круглым столом, ломящимся от яств и напитков (можно лишь порадоваться уровню благосостояния и довольства его членов).
Совершенно особняком от этой в целом уютной, обжитой и приятной картины провинциального бытия – социально ответственное и содержательно жесткое монохромное полотно нашего «формалиста» Игоря Сметанина: три очень стилизованных всадника Апокалипсиса (один их них в черной ковидной маске. Библейские мор, глад и война) проносятся над беззащитным вятским миром низеньких домиков. Это напоминание о реальности.
И самый вход в залы как выразительная перспектива, анфилада. Не пробегайте, остановитесь и зацените ее. На самом переднем плане в воздухе над головами вьется креативный гармоничный «Рой» Андрея Машанова – весь из легких, маленьких керамических округлостей. Далее по ходу архитектурная арка Аркадия Николаева концептуально возвещает о «среде обитания». И в самом далеке, на завершающей торцовой стене – даже из дверей он пробивает зрителя – полный страдания и гнева лик Спаса, авторская интерпретация Александра Мочалова известного иконографического сюжета.
Чем сердце успокоится
Кстати о керамике. В первых двух экспозициях (натюрморт и портрет), я помню, только и разговоров было что о местных керамистах. Как они талантливо преодолевают простую изобразительность, находя порой резкие утрированные и небанальные формы. А сейчас? Звучит глуповато, но в целом ощущение такое, что ничего особенно нового. Уже видели такое. Или подобное. Из живописных декоративных полотен почему-то запомнился женский стилизованный портрет работы Катерины Щепиной: двумя-тремя точными скупыми мазками набросанное женское лицо в массивных очках – и подробнейше, с любовью переданы узоры ее синей кофты, диванной обивки. Не знаю почему, а цепляет. Очень гармонично и обнадеживающе. Наверно, это женский взгляд…
PS: Выставка «Среда обитания. Дом», реализованная в рамках нацпроекта «Культура». В экспозицию включены более 130 произведений живописи, графики, скульптуры, керамики авторов из разных регионов России, а также экспонаты из собрания Вятского художественного музея.
Все 5 залов займут многоэтажные и деревянные дома, интерьеры и экстерьеры квартир, содержимое антресолей, шкафов и буфетов, человек и его личное пространство — ассоциации к понятию «дом», выраженные в художественных образах.
Драматургическое решение выставки – поиск закономерностей в восприятии дома у современных кировских художников-живописцев, графиков, скульпторов и керамистов через 3 раздела: «Необъятность сокровенного, или сундуки, шкафы и ящики», «Пространство среды, или окна, двери и здания», «Парадоксальность повседневности, или эфемерность, трогательность, забота».
Первый раздел – это рассуждение о Доме как пространстве свободы и безопасности. Вторая часть экспозиции – размышление о Доме как населенном пункте и месте человека в нём. Третий раздел – авторские метафоры и ассоциации, расширяющие понятие Дом до уровня Космоса и Макровселенной.
В основе экспозиции 130 произведений живописи, графики и скульптуры, созданных с конца 1990-х по 2022 год кировскими художниками. Керамика представлена работами последнего десятилетия авторов из Кирова, Вологды, Владимира, Рязани, Омска, Богородска (Нижегородская область), в том числе из фондов Вятского художественного музея.
- Проект реализован Вятским региональным отделением ВТОО «Союз художников России» и Вятским художественным музеем имени В.М. и А.М. Васнецовых с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».
- Кураторы выставки: Наталья Новосвитная, Игорь Сметанин.
- Архитектор: Аркадий Николаев
- Организаторы выставки: Вятское региональное отделение ВТОО «Союз художников России», Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых.
В параллельную программу выставки войдут серии бесед и кураторских экскурсий. Каждые субботу и воскресенье в 15.00 проводятся обзорные экскурсии по выставке по входному билету на выставку. Доступна запись на обзорные и тематические экскурсии для организованных взрослых и школьных групп. Запись на экскурсии по телефону 22-50-71. Выставка входит в программу «Пушкинская карта».
- Сроки работы: 27 мая 2022 — 26 июня 2022
- Место проведения: Выставочный зал ВХМ (ул. Карла Либкнехта, 71)
Подробности: тел. 8 (8332) 22-50-71
Фото из группы ВКонтакте Вятский художественный музей | Киров
После выставленных работ Кандинского. было бы логично, мне кажется, предложить экскурс в «среду обитания, которое формирует бытие» ( Карл Маркс) простой лекцией об истории Баухауса, в которой преподавал Кандинский.. Чисто научный интерес. После Людмилы Безверховой у нас остались наследники этой школы, или только продавцы коммерческих коридоров формируют сознание?