Конец сезона Вятской филармонии подарил слушателям чудесный сюрприз: на её сцене выступили юные дарования России, лауреаты международных конкурсов, восходящая звезда Захар Внутских (12 лет) и Елисей Мысин (11 лет), известный всем по трансляциям ТВ. Оба пианиста учатся в Центральной музыкальной школе при московской консерватории. Под управлением главного дирижёра симфонического оркестра Ильи Дербилова прозвучали Первый концерт Мендельсона и Ля мажорный концерт Моцарта. Вечер был посвящён Международному дню защиты детей.
А открылся он всем известной увертюрой к фильму “Дети капитана Гранта”. После такого пролога был исполнен соль минорный концерт Мендельсона. Захар Внутских сразу поразил масштабом игры, охватом мышления крупными построениями, темпераментом, этакой драматургической пружиной. Замечательны у него вокальная фразировка и редкая интонационная выразительность. Что уж говорить о виртуозности, полное владение инструментом восхищает. Вспоминается другой феномен, теперь мировая сверхзвезда, Денис Кожухин, в 11 лет игравший с нашим оркестром, тогда ещё любительским, тот же концерт и уже на следующий год исполнивший Рапсодию на тему Паганини. Сумеет ли Захар через год сыграть, например, Второй концерт Рахманинова? Похоже, что так. Потенциал пианиста кажется безграничным, особенно радует в нём творческое начало,“горение”на сцене.
Концерт Моцарта, звучавший после романтического Мендельсона, не столь эффектен, но он искрился радостью. Елисей Мысин покорил вкусом, ощущением изысканности, гармоничности стиля, элегантным пианизмом. Особо следует отметить глубокое исполнение им средней части, Адажио. Игре Елисея свойственна лёгкость, столь характерная Моцарту и раннее проявление интеллектуального начала, что даже пугает. В нашей стране не иссякают дарования, то там, то здесь вспыхивают новые звёзды, отменно наученные, несмотря на отъезд педагогов, работающих за рубежом и поставляющих на конкурсы наших конкурентов. Образно говоря, по стилю и характеру пианизма Захара можно сравнить с Листом, а Елисея с Шопеном, и на вопрос, что бы они хотели сыграть, Захар ответил — Второй концерт Чайковского, а Елисей-Второй Шопена.
С такой перспективой, как у этих ребят неудивительно, если они выиграют конкурсы имени этих авторов, тем более что Елисей, например, уже популярен в Польше и шопеновский стиль ему столь же близок, как и Моцарт. Похоже, так и будет, ведь оба они–явления в мире музыки и исполнительства и если не смотреть на сцену, то и не подумаешь, что играют дети.
Второе отделение концерта оказалось по-своему примечательным. Впервые у нас была исполнена сюита для фортепиано с оркестром “Детские воспоминания” мальтийского композитора А. Шора. Что сказать об этом авторе и конкретном сочинении? Математик по профессии, Шор так увлёкся композиторскими опытами, что оставил математику и спонсирует исполнение своих сочинений, а заодно и тех, что звучат рядом с ними в одном вечере.
“Зашоренность” таких вечеров наскучивает, но концертные организации охотно идут на такое сотрудничество и артисты получают, наверное, неплохой гонорар а публика имеет возможность послушать при этом и настоящую музыку. Произведения, конечно, ниже всякой критики: ни мелодических линий, ни гармоний, ни разработки тем, точнее, коротеньких обрывков, ни фантазии, нелепые модуляции, какой-то набор случайных, не связанных между собой элементов. Похоже, автору пригодились навыки программиста, и сочиняет попросту компьютер. Сюита состоит из 12 частей с названиями к каждой из них и пианисты играли по очереди, а затем и дуэтом с оркестром. Как и в прежних сочинениях автора, более всего удивляло, как можно выучить этакий “винегрет”?
Тем не менее маленькие пианисты играли с настроением, новое сочинение им интересно. Успех вечера был полный и жаль только, что не полным оказался зал, ведь было чему поучиться у таких феноменальных ребят. Подобные дарования-это то, чем действительно может гордиться наша страна и если нас ценят и уважают в мире, то именно за вклад России в мировое культурное наследие.
В. Шапошников, колледж музыкального искусства