На сцене Большого зала филармонии международный фестиваль «Вятская весна» открыли Вятский симфонический оркестр и А. Рамм (виолончель, Москва. Прозвучали «Pezzo capriccioso» Чайковского, Девятая симфония «Из Нового Света» Дворжака и «Concerto in F» мальтийского автора А. Шора. Солист — лауреат конкурса им. Чайковского А. Рамм (виолончель), за дирижёрским пультом заслуженный артист Росси, профессор А. Васильев (Санкт-Петербург).
Торжественный вечер открыло «Pezzo capriccioso» для виолончели с оркестром Чайковского, мастерски исполненное солистом. А вот премьера сочинения А. Шора с названием в хинденмитовском стиле «Concerto in F» озадачила и даже позабавила.
Композитор-любитель, математик по профессии, оставивший её ради музыки, при помощи загадочного Мальтийского ордена, членом которого он, вероятно, и состоит, спонсирует исполнение своих произведений в самых разных странах. Благодаря ему мы имеем возможность слушать также и классические сочинения, звучавшие в этот вечер.
Не связанные ни композиторской, ни математической логикой коротенькие банальные мотивы без намёка на разработку оставили только недоумение, не говоря уже об отсутствии фантазии. При этом такая лёгонькая музычка оказалась не без приятности и режущих слух композиторских «изысков», доставив удовольствие публике, узнававшей то моцартовские реминисценции, то нечто схожее с русской народной песни «Валенки».
«Браво» и аплодисменты следовали после каждой части. В. Нильсен говорил: «Дилетанты чувствуют лучше». Вот именно. В отличие от некоторых профессиональных музыкантов, они искренне любят музыку. Жаль, что слушателей был не полный зал, учащиеся колледжа музыкального искусства, например, так и не приучены ходить на концерты. Непонятно только, как можно выучить сочинение, состоящее из отдельных элементов, штрихов и связать всё это в некое целое. Тем не менее А. Рамму это удалось, его исполнение было эмоциональным, включённым, а это подкупает слушателей.
Дирижёр А. Васильев своей манерой и даже внешностью напоминает одного из своих предшественников на посту ректора Петербургской консерватории, Глазунова. Безукоризненный профессионал, с партитурой в голове, а не наоборот, с пластичными руками и точным жестом, чуткий к солисту в аккомпанементе и увлечённый в симфонии Дворжака, которая явилась кульминацией вечера.
Такого обилия дирижёров прежде не было. Руководитель ВСО И. Дербилов полагает, что оркестру это полезно. Да и нам интересно. По выражению ведущей Е. Преснецовой, нашу публику ждут «семнадцать прекрасных мгновений весны» — 17 концертов фестиваля, в которых примут участие в общей сложности 250 музыкантов из разных стран и регионов.
19 марта ожидается приезд лауреата международных конкурсов О. Вайнштейна (Петербург) с программой «Симфонический рояль», составленной из транскрипций виртуозных сочинений, а следующий симфонический вечер на сцене филармонии состоится 26 марта. У нас в гостях будут лауреаты международных конкурсов, молодые солисты Музыкальной сборной России и Санкт-Петербургского дома музыки А.Савкина (Москва) и В. Петров (Петербург). Дирижёр также из Петербурга — И. Манашеров. Прозвучат скрипичный концерт Бетховена и один из шедевров мировой музыкальной культуры — Второй фортепианный концерт Рахманинова.
В. ШАПОШНИКОВ
Фото Т. Рыловой