17 февраля на сцене Большого зала филармонии выступили молодые участники «Музыкальной сборной России» С.- Петербургского Дома музыки Д. Зимин (виолончель, Москва) и И. Папоян (фортепиано, С. Петербург). Это лишь одна из программ Дома музыки, проникшая уже в Европу, Китай, Южную Америку и даже Африку. Прозвучали сочинения Чайковского и Рахманинова. За дирижёрским пультом народный артист России Максим Федотов (Москва). Красивая и гармоничная программа впечатлила игрой солистов, их талантливостью и профессиональным качеством.
Вечер открыла увертюра-фантазия Чайковского “Ромео и Джульетта”. Увы, форма фантазии оказалась не выстроенной, группы инструментов вступали не связанные единой линией развития, и цельного впечатления так и не осталось. Возможно, дирижёр решил, что напрягаться не стоит, провинция же… Его жест, вялый и никак не передающий содержание музыки, без характерного посыла, отвлекал от сочинения, слушать которое удавалось, только если перестаёшь наблюдать за дирижёром.
То же ощущение и у оркестрантов. Странно, конечно, ведь Максим Федотов-авторитетный скрипач с международным именем, в роли дирижёра оказался как бы не совсем на своём месте. Его снисходительная манера “ну нате вам” похожа скорее на сценку из капустника с пародией на эту профессию. Многие музыканты, даже став именитыми, пробуют себя в роли дирижёра и это становится чуть ли не модой: другие возможности, иное амплуа, новый репертуар и в распоряжении целый спектр оркестровых тембров. Первый же вопрос Валерия Раевского при знакомстве с ним: “Наверное, хотите дирижировать?” Музыканты шутят: дирижёр — это единственный человек в оркестре, который не играет ни на одном инструменте, но именно ему достаются все аплодисменты. (Правда, и “шишки” тоже). Просто так к оркестру не встанешь, этой профессии учатся, в чём и можно было убедиться.
На высоте оказались солисты. Игра Даниила Зимина в “Вариациях на тему рококо” Чайковского подкупала чистотой интонационного строя, безыскусностью и культурой, красивым звучанием породистой виолончели. Первый концерт Рахманинова в исполнении Ильи Папояна прозвучал просто и естественно, с удивительной пианистической лёгкостью, будто играючи. Публика не хотела отпускать артиста, и на бис он исполнил виртуозный “Этюд в форме вальса” Сен-Санса: полётно, с филигранным блеском и непринуждённо, словно фокусы показывал. Обоих музыкантов объединяет профессионализм, культура и полное владение инструментом.
Следующий симфонический вечер на сцене филармонии состоится 27 февраля. У нас в гостях будут лауреат конкурса им. Чайковского Александр Рамм (виолончель), за пультом заслуженный артист России, профессор Петербургской консерватории Алексей Васильев. Их выступление откроет XVI международный фестиваль “Вятская весна”. В программе “Pezzo capriccioso” с оркестром Чайковского, “Concerto in F” Шора для виолончели и Девятая симфония «Из Нового Света» Дворжака.
В. Шапошников, Союз концертных деятелей.