В театре кукол выпущен образцово элитарный, эстетически и нравственно развивающий аудиторию 6+ дебютный режиссерский спектакль выпускницы Спб-ской академии сценических искусств Елизаветы Гордеевой: «Лис, который потерял цвет». Он посвящен людям с ограниченными возможностями по зрению, так что хоть сейчас может выехать на какой-нибудь европейский конкурс (буде таковое реально).
Сочиненный самим режиссером сюжет о пожилой француженке, потерявшей ребенком зрение в ходе второй мировой войны и ставшей в итоге детской писательницей — овладевшей спасительной азбукой Брайля и заново увидевшей через нее полнокровный мир, рассказан через историю несчастного лиса, который уснул рыжим, а проснулся – бесцветным. Всю дорогу звереныш искал потерянное, и что-то ведь нашел: в частности, импрессионистские открытия безграничного воздействия свето-воздушной среды на природные объекты. И, стало быть, цвет как таковой теперь в его власти.
Вся эта нелинейная, а местами и смутная история учит ребенка, по мнению автора, понять и принять себя. Ясно, что без серьезной сверхзадачи в мастерской Р.Р. Кудашева (мы здесь видели уже несколько работ его учеников, обращенных не столько к зрителю, как чтобы понравиться мастеру) не обойтись; да и правда, пора уже прекратить только развлекать публику в детском театре. Но для того чтобы данная история выстрелила, придется провести подготовительную или послепросмотровую работу (не знаю, силами театра, учителя или родителя). А то все будет в ноль, и невнимание гарантировано. Действие развивается весьма затейливо с точки зрения изобразительных средств, музыкально, однако меланхолически: белый лис и его товарищ медвежонок большую часть времени что-то там мило и однообразно бормочут, перелезая в условном «лесу» с одного снежного кома на другой. А никакой это меж тем не снег! не шары! – а дырки от азбуки Брайля, с которыми пластически взаимодействуют актеры живого плана.
С некоторой периодичностью создатели спектакля все же радуют зрителей приятными неожиданностями: то прилетит огромнейшая оранжевая оса, то выразительный насупленный белый лебедь в конце явится как бог из машины, а то прелестные ростовые существа — самовлюбленный фазан или заяц с ежиком. Внимание! Явление последних незабываемо, и опять старшее поколение показывает класс игры – перед ними же Стрижак и Мазик. Они тоже что-то свое бессловесное лопочут, а двигаются и звучат так, что суетливо-боящийся, трясущий стильными кэролловскими ушками косой в костюмчике да его толстенький колючий дружок сразу становятся главными, самыми обаятельными персонажами. Тут и разъяснять ничего не надо. Рядом с ними белый лис, право, отдыхает.
Что я хочу сказать: в целом спектакль этот невероятно тонкая, элегантная штучка; он действительно достоин того, чтобы его как следует прочесть и понять. Но взрослым придется как-то напрячься и озаботиться внутренним участием, а не просто дать ребенку деньги на поход с классом, это в лучшем случае не сработает, а в худшем вообще отобьет охоту к театру как таковому. Не говоря уж о шуме в зале. А, кстати, как советуют умные люди, никогда не спрашивайте ребенка сразу же на выходе из зала, как бы для порядка: ну что, понравилось? (я постоянно с этим сталкиваюсь, реакция обычно такая, что лучше бы не слышать). А надо так, через время, самому начать разговор – мол, вот я там не понял или подумал то-то и то-то, а ты что скажешь? Проявляйте искреннее неравнодушие и заинтересованность, глядишь, позитивный процесс и пойдет.
А зачем такие сложные спектакли выводят на сцену детского театра? Значит директор сидит деньги получает, а разобраться что надо и не надо на сцене показывать -не может? Спектакль ничего, кроме мешанины в голове у детей не вызвал, и да, отбивает охоту посещать театр. И не обязан родитель разбираться в эстетских выдумках какой то там выпускницы- режиссёрам. То кот с укуренным хозяином был как- то в одном сезоне, то вот этот винегрет…. Директор вообще за что то отвечает театра кукол , кроме как деньги получать?
Уточняю :Выпускницы — режиссера