27 февраля на сцене Вятской филармонии начался юбилейный, XV Международный музыкальный фестиваль «Вятская весна». Концертная программа в рамках фестиваля пройдет вплоть до 29 апреля. История его создания берет свое начало с весны 2007 года, когда на сцене Вятской филармонии впервые состоялся международный музыкальный фестиваль камерной музыки, получивший одноименное название.
Без преувеличения, фестиваль этой весны открылся звучным аккордом, центральными сочинениями которого стали два фортепианных концерта Листа в исполнении известной российской пианистки Екатерины Мечетиной. А начался вечер торжественным Полонезом из «Евгения Онегина».
Украшение любого симфонического концерта является солист. Екатерина Мечетина — яркая представительница московской фортепианной школы с характерными для неё масштабом, крупной концертной подачей и не знающим преград владением инструментом. Впрочем, в один из прежних приездов её игра в концертах Шопена впечатляла и совсем другими свойствами: свежестью, изяществом и ощущением изысканности стиля.
Артистка не делает различия между столичной и провинциальной публикой, которую особенно ценят серьёзные музыканты за её восприимчивость, играя щедро, с тем огромным эмоциональным наполнением, что всегда находит отклик у слушателей. Интригу в концерт внёс рояль, не разыгранный по причине редких гастролей пианистов. Играя на нём, остаётся ощущение, что звук не летит в зал, и начинается борьба с инструментом, которая в этот раз добавила напряжения концертам Листа, и без того полных динамических эффектов и сплетений всех видов техники.
Эта пружина, особенно в знаменитом Первом концерте, ни на минуту не отпускала внимание слушателей и выразилась в самые бурные аплодисменты артистке. Такая сценическая отдача и честное служение музыке вызывает уважение к Екатерине Мечетиной и Главному дирижёру Константину Маслюку, которые провели весь концерт на высоком подъёме, заряжая энергией зал.
Дирижёр и оркестр оказались на высоте, с одной репетиции подготовив оба листовских сочинения. Оба концерта были сыграны динамично, с инструментальным блеском и цельно по ощущению формы. Следует заметить, что контрастные эпизоды, эти «религиозно – поэтические гармонии», звучали даже более подкупающе, чем те, что спорили с оркестром, бросая ему вызов (ведь изначально инструментальный концерт – это соревнование солиста и оркестра).
В.Нильсен говорил: «Был праздник — был концерт, не было праздника — не было концерта». Никто не ушёл из зала равнодушным, а это главное для артистов. Слушатели долго не хотели отпускать артистку со сцены. Тёплые слова сказала министр культуры области Татьяна Мазур, накинув на артистку изящную кружевную шаль, чем тронула её и нас. Бесспорно, Екатерина Мечетина — любимица нашей публики, ведь стиль – это человек, а в Мечетиной, с её выхода на сцену, чувствуется глубокая интеллигентность, такт, и эта культура отражается в её игре наряду с артистическим темпераментом.
В концерте прозвучали также редко исполняемая 32 я симфония Моцарта, игранная прозрачно, в стиле и колоритная, в суровых северных тонах, оркестровая сюита Грига «Сигурд Крестоносец». Фестивалю «Вятская весна» задан высокий тон и та исполнительская планка, удержать которую будет непросто. География фестиваля постоянно расширяется и, как прежде, слушатели познакомятся с исполнителями разных стран и континентов.
В. Шапошников, Межрегиональный Союз концертных деятелей
Фото Т. Рыловой