— когда-то, во второй половине минувшего века, очень популярного и знаменитого в среде кировских читателей. Борис Порфирьев уверенно входил в топ местных прозаиков и поэтов, пришедших в литературу после войны – наряду с Леонидом Дьяконовым, Овидием Любовиковым и более молодым Владимиром Ситниковым. Его книгами о земляках спортсменах, фронтовиках, заводчанах, всего их написано более 30 ( среди самых известных — «Борцы», «Чемпионы», «И вечный бой», «Путевка в мужество», «Летящая надо льдом»), зачитывалось старшее поколение.
Итак, под конец уходящего года обратимся к истории вятской литературы, что неожиданным образом нашла продолжение в 2019 году, когда сын Бориса Александровича — Юрий Борисович, кандидат исторических наук и по совместительству полковник УВД, завершил и опубликовал неоконченный автобиографический труд отца к его столетию, в яркой обложке с достаточно претенциозным названием «На Олимпе рядом с богами». В 2020 же году, правда, в условиях ограниченного доступа по карантину, книга стала известна широким читательским кругам благодаря конкурсу-выставке «Книга года».
Как ясно из предисловия и послесловия, рукописный вариант неоконченного романа после ухода писателя из жизни был обнаружен Юрием Порфирьевым вместе с архивом ота, и по совету Овидия Любовикова через много десятилетий дописан им, не чуждым литературного творчества. Таким образом и любимец вятских читателей как бы вернулся к ним, напоминая о жизни вятской интеллигенции в двадцатом веке.
И как же приятно это читать! Во время оно была не только идеологическая цензура, но и строжайшая диктатура редакторов, которая несомненно шла на пользу произведению прежде чем оно допускалось к печати в госиздательствах – в итоге тогдашние писатели кропотливо и любовно, по другому не скажешь, работали над словом, неспешно и вкусно сплетая бытовую и филологическую ткань текста. Сейчас так и близко не пишут, ибо в свободном книжном рынке никто никому не указ (кроме денег либо спонсорской помощи на издание книги), нет соответственно и внутреннего цензора.
С первых же страниц с удовольствием погружаешься в быт и нравы провинциального городка, напоминающего постреволюционный Киров. Мальчику из хорошей семьи Вове Войнаровскому выпало в целом счастливое детство, слегка омраченное болезнью любимого папы и еще, может быть, с каждым годом усиливающейся бедностью семьи (квалифицированная интеллигенция реально зарабатывала куда меньше гегемона), с которой мама и старшая сестра, ведущие хозяйство, умели достойно справляться. Само собой, в советской литературе ни слова о репрессиях, о несправедливости, об исчезновении людей – разве только воришек, так и поделом. Вова меж тем рос личностью всесторонне развитой, как бы даже ренессансной, одинаково успешен в спорте и рисовании, запоем читал хорошие книги и приохочивал к ним дворовых пацанов из простонародья. Были у него в друзьях и дети начальства, тоже все прекрасные, и лучшие девочки улыбались ему. Что ж, везун и трудяга, такому и флаг в руки – настоящий герой эпохи соцреализма.
После школы, конечно, в Ленинградский вуз, где жилось бедно, зато интересно (тоже классика жанра), плюс новые колоритные друзья. А тут и война грянула. Воевал под Волховом, к счастью попав на такой участок фронта, где честно «можно было и до конца войны дожить» — в химзащиту. Одним словом, и тут повезло.
Однако после войны в судьбе даровитого юноши пошел излом да вывих, ни то ни се. Образование не завершив, вернулся в родной город, перебивался случайными оформительскими халтурами (при этом работал как художник и для себя, но в стол, это денег не приносило). Надо бы обзаводиться семьей, да все прекрасные девушки, кто не погиб, оказывались почему-то с гнильцой. На самой недостойной он женился. Эротика подвела. А надо сказать, что Борис Порфирьев в самые пуританские времена любил весьма сочно описывать любовное поведение и женские стати, в пределах определенных норм, конечно. Его даже за это дело критиковали. Я вот помню, когда мне, ребенку, попали в руки его «Чемпионы», было довольно неловко читать «про это». Однако к тексту: недостойная жена трагически погибла, зато остался достойный сын, который рос на загляденье: здоровый, дисциплинированный, четкий, послушный – ни дать ни взять будущий офицер внутренних дел.
И вот с некоего момента – подозреваю, когда за роман взялся сын – жизнь бывшего спортсмена, фронтовика, постепенно ставшего художником-декоратором, волшебным образом начинает бодро налаживаться. Ну буквально все, в том числе и с работой. А главное появляется по-настоящему прекрасная девушка (много эротических сцен), конькобежка, зовут Светлана. Это она попадает на Олимп рядом с богами, став чуть ли не олимпийской чемпионкой. Ну и Владимир, изрядно потрепанный жизнью, но рядом с нею воспрянувший как феникс из пепла, тоже как бы теперь на Олимпе. Конец сюжета. В итоге, скажем честно, последние страниц пятьдесят надвигающегося хэппи-энда читать довольно скучно: как известно со времен Толстого, все счастливые семьи счастливы однообразно. Куда интереснее реалистично выписанные испытания героя, разделившего судьбу народа в особо жестокий к простым людям железный двадцатый век.
Очень узок кругозор автора этой статьи. Книга замечательная.
ну куда нам до вас)