В Вятских Полянах за распространение экстремистских материалов к административной ответственности были привлечены два руководителя мусульманских религиозных организаций – это имамы. Один из них мечети города Вятские Поляны И. Валишин, другой — деревни Усть-Люга М. Хурамшин. Кроме имамов в списке нарушителей оказался председатель региональной культурно-просветительской общественной организации татар Кировской области Р. Фасхутдинов.
Валишин, Хурамшин и Фасхутдинов — мусульманские религиозные деятели, согласно постановлениям суда, распространяли среди жителей региона материалы, которые внесены в федеральный список экстремистских материалов министерства юстиции. Кроме того, установлено, что они ходили в учебные заведения, где, вероятно, могли вести свою противоправную агитационную деятельность. Тот же Фасхутдинов, например, являясь руководителем культурной татарской организации, призванной воспитывать в человеке лучшие качества, хранить и приумножать национальную культуру, занимался распространением идей одной из террористической организации (решением Верховного суда РФ признанной террористической и запрещенной в России).
Но и это еще не все их «заслуги». Чтобы избежать наказания, Фасхутдинов на стадии административного разбирательства, используя связи в Вятскополянском райкоме КПРФ и зарубежной некоммерческой радиовещательной организации «Радио свобода» (Чехия), пытался придать делу политическую окраску и создать мнения об ущемлении национальных прав представителей татарского землячества в Кировской области. Кроме того, он говорил о неэффективной деятельности руководства исполкома всемирного конгресса татар, которое, по его мнению, не способно отстаивать национальные интересы. Однако суд не поддался давлению и вынес законное решение о запрете распространения противоправных материалов.
Вот как комментирует такие факты Александр Березин, начальник отдела по вопросам этноконфессиональных отношений министерства внутренней политики Кировской области:
«Изначально все-таки у нас на территории Кировской области проживает достаточно большое количество той национальности, которая всегда исповедовала и исповедует ислам – это татары. Их на сегодня насчитывается в регионе около 40 тысяч человек, ну, естественно, проживают еще представители других национальностей, которые также исповедуют ислам – это азербайджанцы, таджики, узбеки, чеченцы, ингуши и т.д. В силу традиционно сложившегося проживания татар именно на юге нашей области – это и Вятскополянский район, и Уржумский, и Кильмезский – естественно, там мусульманских общин значительно больше. Можно говорить, что как исповедующие одну религию все эти общины проживают достаточно мирно. Вместе с тем, к сожалению, в нашей области присутствуют отдельные лица, которые иногда даже возглавляют общественные и даже религиозные организации, которые позволяют себе отклоняться от присутствующего в нашей стране курса. Тем временем один из основных постулатов национальной религиозной политики состоит в том, чтобы все жители нашей страны и, как следствие, области, независимо от вероисповедания и национальности жили мирно и в согласии друг с другом. Поэтому очень печально наблюдать, когда представители той или иной религиозной организации начинают высказывать какие-либо сепаратистские и экстремистские взгляды. И зачастую высказывания этих авторитетных лидеров наносят вреда гораздо больше, чем какие-либо даже физические действия».
Стоит отметить, что действительно, Кировская область многонациональна. В ней проживают люди разной веры, разных национальностей. К примеру, в Вятскополянском районе более 35% жителей составляют татары. Здесь существует одиннадцать мусульманских религиозных объединений и две национальные татарские общественные организации: «Конгресс татар Кировской области» и «Региональная культурно-просветительская общественная организация татар Кировской области». Большинство татар Вятскополянского района придерживаются традиционного ислама. Но, к сожалению, бывают исключения.
Как комментирует Хазрат Нурислам Хаджи Касимов, имам-хатыб, руководитель ритуально-канонического отдела, «Идеология – это очень тонкая вещь. А идеология экстремизма – это всего лишь пустые лозунги, направленные против молодежи, которая стремясь показать всему миру, что она лучшая, попадает под воздействие этого яда. И люди, которые распространяют такие лозунги, не обладают каноническими традиционными знаниями, которые исповедует ислам уже более 14 веков».
Подводя итог, хочется верить, что деятельность религиозных и культурных организаций будет под надлежащим контролем надзорных органов и в последующем назначения на руководящие должности экстремистски настроенных деятелей не будет допускаться.