В выставочном зале сейчас проходит событие, важнейшее для союза художников и для всей страны. Своеобразный отчет его членов о том, какими творческими работами они встречают юбилей Победы. Событие под названием «Созвездие Победы» несколько подзадержалось, как и сами торжества. Поскольку оно связано с памятью о самом святом и значительном в историческом опыте нашего народа, то и подошли к нему авторы соответственно, в основном в духе сентиментализма и трепетности: ибо война жестоко прошлась по жизни практически каждого из старшего поколения художников, затронув каждую семью; иной настрой, более рациональный или же отстраненный, был бы здесь неуместен. Сердечное участие авторов , равно как и зрителя, совершенно необходимо в акте взаимного сотворчества, восприятия произведений на эту тему.
Как надо смотреть картины
Однако двое молодых, но опытных и глубоко мыслящих экскурсоводов, подаривших слушателям эксклюзивную лекцию о выставке, были настроены решительно против иллюстративности, эксплуатирования темы и чисто описательного подхода к ней. Они призвали зрить глубже, а именно в область формы и законов композиции, коими художники пользуются для воплощения и передачи своей главной идеи. И в этом заключена художественная (возможно, даже вневременнАя) ценность произведения искусства : если искомое содержание выражено в оригинальной, грамотно построенной и выразительной форме, которую зритель способен воспринять. Лекторы, вызвавшиеся проанализировать понравившиеся им работы – это преподаватель училища им. Рылова Константин Мошкин и его же выпускница, отличница учебы Екатерина Щепина .
Оба они представили на выставку собственные картины и подробно объяснили зрителям свои подходы, скрытую символику и методы работы. Это очень важно для культурного образования, просвещения масс, ибо обычно авторам бывает нечего сказать вслед написанному, для них собственный художественный текст кажется самодостаточным и не подлежит дополнительной расшифровке или разъяснению. А нынешний зритель как правило тороплив и не идет дальше поверхностного взгляда на знакомый или понятный сюжет. В итоге серьезный диалог невозможен , а тяжкий труд художника остается «вещью в себе», в то время как для его полноценного восприятия зрителю важнее понять, «как» и «почему, а не «что» изображено на картине.
Кстати, руководствуясь критерием законов правильного построения, Екатерина Щепина с восхищением перед мастером поставила впереди всего прочего скромный текстильный коллаж Анатолия Белика, в котором нет ровно ничего героического или специально победного. Только радость бытия и солнечное свечение, выраженное именно в мажорной диагонально-круговой композиции, влекущей зрителя эмоционально вверх по поверхности полотна.
Что касается простодушного наблюдателя, то он предпочел остаться при своем (непрофессиональном, профанном) мнении. Например, ему было трудно пройти мимо двух небольших полотен кисти патриарха вятской живописной школы Александра Плотникова, выполненных в жанре нежнейшего лирического пейзажа: «Дорога домой». Тусклые огоньки родимой деревни манят солдата (воображаемого, его на картине нет) в синеющих сумерках вечера, и до них еще далеко, эту лучшую в мире дорогу ему только предстоит пройти. И еще он высоко оценил скульптуру: вот трогательная парочка из шамота – две женщины – вовсе не грациозно сплетясь телами, неловко кружатся в танце, это «Послевоенное танго» Светланы Морозовой. Сильное впечатление производит аллегорическая фигура богини победы — «Ника» Дмитрия Никитина с подрубленными крыльями (замысел понятен и прозрачен) и его же «Белый журавль» с девичьим лицом. И, уже безо всякой скрытой символики, согбенная фигура старой женщины и бессильно повисшими вдоль тела руками: «Про-жда-ла». Скульптор Людмила Леденцова.
Также невозможно пройти мимо экспрессивного триптиха (сделанного в геометричной манере художника Александра Мочалова и его фирменной красно-синей цветовой гамме) о сакральной русской истории на материале трех мощно звучащих военных песен, где персонажам явно придается библейская значимость и облик. Не кто иной как сама Екатерина Щепина представила на выставку две легко прочитываемых, лаконичных и продуманных по форме и символике работы – зима в блокадном Ленинграде, а также ее стоящая у станка прабабушка (изготовляя, как сказано, гранаты РГД по 18 часов в сутки и проводя свои лучшие годы в этом монотонном и безотрывном изнурительном труде).
Наше современное искусство
Последний зал выставки отдан так называемому «современному Вятскому искусству», где ярко и крупно экспонируются ищущие новых творческих подходов и эффектных форм руководители местного союза Игорь Сметанин и Максим Наумов, а также совсем уж молодые, но весьма продуктивные и перспективные Сергей Перминов и Вадим Русских. Ясное дело, последние двое подошли к предмету свежо и небанально именно с точки зрения содержательного креатива и четкой выразительной формы: у первого она довлеет в виде мрачных прямоугольных очертаний крестьянского пепелища с печью в центре композиции и зловещей таблички на немецком «Urkino»; у второго акцентированы руки войны – грубые и грязные солдатские, обученные безжалостно истреблять врага, и заботливые женские – врачующие страдальца. Константин Мошкин с удовлетворением отметил, что это пост-послевоенное поколение пока еще отзывается на память войны, ее бытующие символы, а вот что будет дальше – бог весть.
В целом, констатировал он, данная выставка вполне адекватно отражает тот содержательный и моральный настрой, который преобладает в нашем обществе будучи сформирован государственной идеологией: радость со слезами на глазах, плюс небольшая доля воинственности. А в ином виде, добавил он загадочно, эта выставка могла бы и не состояться.
Что же касается милитаристской тематики, то ее в наиболее чистом виде изобразил в своем грандиозном по размеру и знакомой размашистой графической манере Аркадий Николаев: что-то про корабли Северного флота. Или любого другого. (возможно, просто дал на выставку то, что имелось – вполне себе «датское»). Сигнальщик в картине «Сложный фарватер» исполнен готовности выполнить приказ командования, олицетворяя нерассуждающую силу. Тем, кто против наших интересов, мало не покажется! Крайне актуально в свете текущих событий вокруг борьбы за демократию. Естественно, не в этой стране.