Ровно год назад, когда праздновался очередной день романтики и вручение литературной премии Грина, ее тогдашний лауреат-2019 Владимир Морозов скромно сообщил ( в ответ на вопрос о творческих планах), что дописывает роман про Вьетнам – на том материале, как Советский Союз помогал свободолюбивому народу бороться с американской военщиной и внутренней контрреволюцией. Будто бы автобиографичный. Заинтриговал! Чего еще мы не знаем о писателе Морозове, помимо того что он дипломированный лесник, натуралист и пишет детскую литературу о природе? В дерзком начинании его тогда активно поддержал лауреат давних лет уралец Александр Кердан, личный друг Владимир Игоревича, знатный политработник и полковник в отставке – милитаристская тематика полностью совпадала с его жизненными приоритетами.
И вот через год я держу книгу Морозова в руках, которая, естественно, поучаствовала в конкурсе «Вятская книга года-2019». Она довольно толста. В коротком предисловии автор, однако, сразу же открещивается о каких-либо параллелей с собственной биографией или жизненными реалиями – будто бы все эта история начисто выдумана им в порядке послеоперационного бреда, или длинного такого сна. Просматривается лишь некоторая подлинность из жизни вятского паренька, проходящего обучение в Ленинградской лесной академии и волей случая попавшего в обычный жизненный переплет. Студенты, выпив пива со стипендии, жестко разобрались с сынками высокопоставленных негров (тоже студентов академии), которые беспредельничали с девушками. Об этом тотчас узнают люди из Большого дома, и сильно струхнувшего парня (а кто бы не струсил, хоть и времена стояли вполне вегетарианские) вызывают на Литейный. Здесь все очень подробно описано, и самый страх ожидания беседы, и кагебешники-сверхчеловеки, приговорившие его искупить вину перед дружественным африканским народом – сразу понятно, что в наказание его выдергивают с учебы и посылают во Вьетнам в опасную спецкомандировку.
Тут маленькое отступление. Узкому (а может, и широкому) кругу друзей писателя хорошо известно, что сам Морозов – офицер ГБ, верой и правдой служил ведомству и весьма гордится этим. Во Вьетнаме, правда, никогда не был, и страха в зловещих коридорах лично не испытывал, скорее даже наоборот. Так что он сконструирован, как и все остальное в романе. На мой вопрос, откуда знание фактуры тамошней жизни, кишашей всевозможными гадами флоры и фауны, а также подробности проведения типовой спецоперации, был ожидаемый ответ – из интернета.
Я с охотой прочла «Трассу 559», так называется книга, ведь по жанру это похоже на роман воспитания, когда все кому не лень, то есть товарищи по оружию, – а обстановка отсутствия прямого действия располагает к очень неспешным и подробным «размышлизмам» – наставляют вятского паренька по поводу устройства жизни. Большую часть книги занимает восточная мудрость бывалых китайцев и вьетнамцев, буддистского монаха из бывших разбойников, умненького студента Милославского, безличной гэбэшной номенклатуры, лихая правда боевых командиров. А вятский паренек знай себе помалкивает, только все время, надо и не надо, повторяет свою сермяжную приговорку про «штаны с карманАми», обязательное ударение на предпоследний слог. Однако диалога, так нужного для живости повествования, не получается, все романные проповеди – хотя и поучительное, но голимое умствование. Тоже, видимо, взятое из интернета. По крайней мере, я от писателя Морозова ничего подобного по форме и содержанию никогда не слышала. Он человек простодушный, лесной, все с шутками да прибаутками.
Так вот, боевого приключенческого экшена роману явно недостает, к нему все лишь только готовятся и ружье не стреляет. А то, что есть, связано с простым перемещением по джунглям, подробно описанным, это близко именно сердцу автора-натуралиста. Который ( в лице его лирического героя Сереги Волчугина, хорошая фамилия) ползет со спецзаданием по адским джунглям тайной тропой Хошимина, да на ходу со слезой поминает родные непроходимые леса-болота-буреломы. Нет, вру, однажды ружье таки выстрелило чисто в физиологическом смысле. Всю дорогу в романе действуют одни только мужики, что в корне неправильно, однако под конец появляется хрупкая, нежная и похожая на подростка вьетнамка (на поверку эта дюймовочка оказалась проституткой и бывалой контрразведчицей). Следует сочная эротическая сцена, Волчугин-Морозов не оплошал. Однако никакая не любовь, просто один из эпизодов и нужно для композиции.
В конце концов я уже воздержалась бы называть книгу Морозова романом воспитания. Если герой выживет, никакая чужая мудрость к нему ни пристанет, кроме врожденного — исконно вятского, из генетической памяти своей и предков. Он принципиально невоспитуем и останется вовеки равным себе, что вообще симптоматично для нашего этноса. Так что некая глубинная правда здесь есть, и я ее таки вычитала. Да здравствует вятская идентичность.