На самых почетных площадях мраморного здания музея им. Васнецовых открылась персональная выставка народного художника РФ Виктора Харлова, одно перечисление высоких титулов и наград коего в аннотации занимает полстраницы печатного текста. На открытии преобладало поколение, которое привыкло создавать и преданно любить своих кумиров; с умиленными и просветленными лицами оно внимало восторженным речам спикеров (помимо привычного круга официальных лиц, мероприятие посетили духовные инстанции вятской жизни – редкий гость в светской культуре митрополит Марк, Любовь Горюнова и Наталья Злыгостева.
Слова митрополита не были услышаны нами из-за микрофона, а искусствовед и философ озвучили пожелание открытия персонального музея художника, а также интересную мысль о творчестве Харлова, которое содержит «не только тайну, но таинство»).
Музейные работники и руководители союза художников всячески создавали интригу и напряженное ожидание момента открытия экспозиции: ибо вот, сейчас, перед нами предстанет совсем новый, неожиданный Виктор Харлов; он настолько много и плодотворно работает, что даже пришлось передвинуть выставку по времени для окончания важных для него работ.
Эти монументальные полотна с ярко-синим небом, мыслью интимно-семейной и православной ничего не сказали моему сердцу. Хотя, может, и сказали бы что-то, не будь в ретроспективе выставки классического Харлова в его самом плодоносящем и художественно чутком периоде 70-80- начала 90 годов, сделавшем ему честно заработанную славу. К ним, родимым, до боли знакомым картинам здешней природы и вятской национальной идентичности, и потянулась душа, и привычно облилась слезами (тут
Злыгостева права – таинство). Ведь если не полюбить этой мрачноватой, неброской и депрессивной реальности, дождливого деревенского лета, если не устремиться всем сердцем к «пастуху Федору» … то как тут вообще жить, без любви-то?
И что удивительно, был он в те годы хотя и убежденный почвенник и
«деревенщик», но человек сравнительно молодой – а ведь искренне
резонировал народному оскудению, страдал за него, что и передал в
своих лучших работах (природа у него тоже участвует в драме жизни, это лишь большой художник так может. Вот он, мой любимый этюд-картина: белые овцы кучей сбились на густой зелени перед сараем, как-то волшебно поработано с цветом). Но как раз именно тогда государство устремилось навстречу крестьянину, завалило деньгами доярок и механизаторов, были живы колхозы, а до реальной разрухи еще весьма и весьма далеко…
Когда же она окончательно настала, в том числе и в умах, художник
отошел от «мысли народной», раскритиковал новый курс («когда был строй суровый, империя, — тогда все было нормально. Теперь строй либеральный – искусство побоку. Даже Ленин не знал, что с ним делать, а Сталин сразу понял», — сказал он журналистам перед открытием юбилейной выставки). Обратился к спасительному православию и теме семейного гнезда в расписных деревенских интерьерах. Плюс авторские повторы ряда старых картин, не имеющие прежнего обаяния. Виктор Георгиевич подробно и любовно рассказывает, как в заметной картине про крестный ход кругом Спасо-Преображенского монастыря вдохновенно ловил закатный
свет, яркий цвет летнего неба, эффектные блики на сусальном золоте
купола. Такое чувство, что теперь он решает чисто живописные,
технические задачи. В титульной работе выставки – вид из огромного
окна мастерской на вятское заречье, в которое всматривается дама с
красиво изогнутым станом. И снова яркая небесная синь. Полное приятие действительности в ее сегодняшнем, позитивно- глянцевом изводе. Но сердце на это молчит.
Хотя почему нет? мажорность нового периода вполне оправдана – плохой либеральный строй отнюдь не мешает конкретному художнику наслаждаться жизнью и собственно творчеством, которое у него по-прежнему в руках. Покорены все вершины в профессии, от соотечественников столько почета и уважения, поздравительных телеграмм от московских коллег- академиков, что даже нет нужды заботиться о зрительском успехе: он гарантирован априори. Сын Максим отлично встроен в художественную жизнь столицы, много и успешно работает, всякий раз к нам из-за границы. Все хорошо. Жизнь удалась. По-видимому, искусство Виктора Харлова резонирует теперь на это. Ведь кисть большого художника – она не соврет.
Виктор Харлов
Родился 7 августа 1949 года в поселке Никель Печенгского района Мурманской области. Учился на художественном отделении Кировского областного училища искусств. В 1976 г. окончил факультет живописи МГХИ им. В.И.Сурикова (мастерскую монументальной живописи проф. К.П.Тутеволь). В 1985-87 годах был председателем Кировской организации Союза художников РСФСР. Лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е.Репина за цикл картин «Русиновская земля». В 1992 г. исполнил росписи «Успение Богородицы» в Успенском соборе Вятского Свято-Трифонова монастыря. Участвовал в воссоздании росписей храма Христа Спасителя в Москве. В 2002 г. исполнил настенные росписи в храме Иоанна Предтечи в Вятке. Кавалер ордена Преподобного Сергия Радонежского Ш степени. Удостоен золотой медали Российской академии художеств и золотой медали Союза художников России. Лауреат Международной премии в области изобразительного искусства им. А.А.Пластова. С 2014 г. – почетный гражданин города. Кирова.
Произведения В.Харлова хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Кировском областном художественном музее им. братьев В.М. и А.М. Васнецовых, в запасниках Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО (Москва) и Дирекции художественных выставок Союза художников России (Москва), в Институте русского реалистического искусства (Москва), а также в музеях и галереях Иркутска, Вологды, Ижевска, Павлодара, Сыктывкара, Мурманска, Львова (Украина), Калининграда, Чугуева (Украина). Виктор Харлов входит в число художников, сформировавших своим творчеством большое российское искусство конца ХХ века. Художник — приверженец традиционной школы русской пейзажной и жанровой живописи.
По информации ВГТР «Вятка», Харлов — яркий представитель поколения художников-деревенщиков, почвенников, вошедших в художественную культуру страны в 1970-е годы. Именно тогда определились ведущие линии развития его творчества — красота русской природы и судьба вятской деревни. На долгие годы местом вдохновения для художника стал один из уголков Вятского Севера – окрестности старинного городка Лальска . Деревня Русиново, где художник купил старый дом, долгие годы служила ему мастерской. Избушку с расписными интерьерами часто можно увидеть в работах мастера. Он хотел сохранить её не только в памяти, но и на холсте, предчувствуя разлуку. Сильные впечатления от деревенской жизни вылились в серию работ, посвященных лальской земле. Картина «Последние жители деревни Русиново» стала одним из символов времени, драматическим предчувствием грядущих изменений в судьбах деревенских жителей. Эта работа была высоко отмечена на крупных всесоюзных и зарубежных выставках, а для художника она стала символом времени.На сегодня этой уже вторая персональная выставка Виктора Харлова в Вятском художественном музее. Здесь мы видим творчество разных лет: от ранних работ до полотен последнего десятилетия. В экспозицию входит более 100 произведений различных жанров большая часть которых из мастерской автора. Его работы стали близки людям во всех уголках нашей страны. Они реалистичны, даже документальны, но самое главное — русские по духу. Лучшие из произведений мастера вошли в сокровищницу отечественного изобразительного искусства. А сегодня и у кировского зрителя есть возможность взглянуть на мир глазами Виктора Харлова.
Спасибо Вятскому Наблюдатели за интересные статьи!
Стремление к истине — единственное занятие, достойное героя.