24 декабря, день в день через год после пафосного открытия в Драме Года Театра в РФ, его столь же торжественно закрыли. Официальные лица кратко отчитались в цифрах о проделанной работе, в основном неведомой и мало интересной наблюдателю, а профессиональные коллективы города числом три выступили с творческими зарисовками на тему.
Каждый в своем роде: кукольники извлекли из анналов выразительную фигурку дрожащего психа Моисейки (из спектакля 2012 года «Палата номер 9», Борис Константинов), которая медленно и печально рождалась из бумаги, затем нежно пиликала на скрипке да по заведенной «кукольной» традиции просила копеечку ради бедности ихней. Тюзовцы не нашли ничего лучше, как изобразить фрагмент про устройство «социума» из последнего своего спектакля «Затворник и Шестипалый», и это смотрелось весьма слабо и не харизматично (тем более на фоне поздравлений с недавней Госпремией за лучшую постановку русской классики в спектакле «Дуэль» по Чехову. Что удивительно – режиссер тот же самый, Егор Чернышов). Нарядно одетые артисты главного театра просто озвучили свои воспоминания о знаменитых стариках Драмы и ее главреже, что было пусть и довольно занудно ввиду большого количества выступавших, зато хотя бы по-человечески тепло и каждому понятно. Апелляция к великому прошлому всегда убедительна, особенно в провинции, особенно если закрепить ее духоподъемными — сольными и коллективными — песнопениями общенародных хитов «о главном», как любит нынешний режиссер Евгений Ланцов.
Что же мы увидели в году 2019-м
У наблюдателя как водится свои приоритеты. Год театра в Кирове проходил действительно интересно и отличался от прочих всех, в том числе и повышенным финансированием. Вспомним его еще раз. Наиболее сильные впечатления оставил осенний фестиваль «Вятка город детства», существенно поменявший формат и показавший неравнодушной публике ряд уникальных по эстетике, актерскому и предметному наполнению московско-питерских спектаклей первого ряда: «Комната Герды» и «Колино сочинение» в театре на Спасской, а также навсегда оставшийся в памяти «Слон» Натальи Пахомовой с его потрясающим самоценным декорированием (тяжеловесные люди-куклы), пластикой и музыкальностью в стиле Петербурга начала 20 века и фарсовом духе Михаила Зощенко. Были еще разные гастроли, в том числе интересные.
Из собственных работ за истекший период поставим на первое место проникающий в самое сердце камерный пластический спектакль Ирины Брежневой «Вино из одуванчиков» в театре на Спасской. А также амбициозные и смелые работы, в целом не характерные для театра драмы — «Вишневый сад» как костюмная комедия, Евгений Ланцов, и «Пикассо» как малая форма в жанре мистерия по тексту совр. драматурга О.Богаева в режиссуре Захара Пантелеева (дерзайте, господа). Не преминем добавить сюда декорации к спектаклю театра кукол «Ежик и Медвежонок», изготовление и вид коих доставили много удовольствия и лично нам в качестве волонтера.
Далее, сердечно поблагодарим театральных деятелей за внеформатную просветительскую деятельность и бескорыстный энтузиазм: лекции, читки, творческие встречи, практикумы, которым не было и нет числа. В лидерах осенний фестиваль читок «Избранное» в театре на Спасской, а также визит критика Галины Юзефович с ее лекцией о культурном феномене Пелевина; на почетном втором месте независимый фестиваль читок «Вы.мы.слы» — все это существенно укрепило наши познания, подарило много сильных и сложных впечатлений по части устройства современной жизни и собственно драматургии.
Конец года завершается очень правильным мероприятием – сводной экспозицией «Театр в главной роли» в выставочном зале, где устроители объединили всю сохранившуюся матчасть из истории кировских театров: афиши, макеты, эскизы декораций и костюмов, сами костюмы и пр, пр. В рамках выставки все еще продолжается череда выступлений, самым захватывающим и креативным из которых можно считать явление на Вятку попрощавшейся с нею Елены Авиновой, бывшего сценографа театра на Спасской, теперь сделавшей блистательную творческую и личную карьеру в Москве вне сцены.
Черно-белая классика в формате «дегенеративного искусства»
Ее отлично структурированную и подготовленную для учебных задач лекцию с видео-презентацией собравшиеся прослушали на одном дыхании. Настолько четко и ярко прозвучало сообщение о прошлой деятельности художника при подготовке, скажем, вполне хулиганского по своей задумке «Дубровского» с его бесчисленными лубочными самодвижущимися декорациями. Нынешнее увлечение Елены, в свободное от основной работы в литературной школе Майи Кучерской, – это создание графического романа, иными словами комикса (в идеале – серии комиксов) по русской классике. Тоже своего рода театр. В фирменной, все более совершенной графической манере Еленой Авиновой, в содружестве с автором текста филологом Натальей Осиповой, уже созданы «Шинель» и «Королева Пик» с вольным развитием сюжета (ничего, классика все стерпит), и готовится еще более широкий цикл комиксов с перспективой продвижения «на запад». Ибо в отечественных издательствах подобный эксклюзив пока не пошел, хоть авторам и выплачен, и красиво пропит ими (так в комиксе) полученный гонорар.