Исполняется 70 лет со дня рождения и 10 лет ухода из жизни Александра Самсонова — без сомнения, самого «нерегламентированного», редко публикуемого, самодостаточного и уникального живописца, который здесь родился, некоторое время жил и учился в Ленинграде, потом вернулся, работал и умер на Вятской земле. Художник, бесконечно уважаемый и ценимый в местной профессиональной и зрительской среде, также и за ее пределами.
Его работ, многие из которых являются высоко чтимыми и даже хрестоматийными для тех, кто понимает, по-прежнему нет в собрании Вятского художественного музея, но они есть в многочисленных частных коллекциях, а уж частные коллекционеры знают толк, во что вкладывать деньги. (По некоторым сведениям, ценность его картин со временем будет только расти, хотя сам художник жил и умер в бедности). Признанным и, похоже, пока единственным исследователем, воспевшим Александра Самсонова, является кандидат искусствоведения Елена Кириченко в бытность ее директором выставочного зала г. Кирова. Она обратила внимание на его довлеющий принцип поиска стиля, который важнее натуры, потому что только здесь царство свободы от предмета:
«Он… находит особый стиль, который отличается остротой вИдения и выражения, … все более удаляется от трехмерного объемного изображения, создавая собственные пластические знаки, опуская ненужные детали, добиваясь большей ясности и эффектной выразительности цвета и формы — этих двух столпов живописи ХХ столетия. Опорой в исканиях явились классики современной живописи — постимпрессионисты, Модильяни, Матисс, Клее, те, кто не боялся заимствовать новые приемы изображения из детского рисунка, японской гравюры, народного творчества, кто совершал художественную революцию…. При очевидной цитатности некоторых самсоновских работ, они остаются неповторимо свежими и абсолютно своеобразными. Его язык предельно лаконичен. …Творя свой мир, художник нередко обращается к мифу и Священной истории. «Похищение Европы», «Орфей и Эвридика» переосмыслены и прочтены по-новому человеком современной цивилизации. Мифопоэтика Самсонова основана на чувственном созерцании универсального образа. Повышенная экспрессия достигается прежде всего цветом, линия словно включается в общую тональность полотен и следует главной теме».
«Мой брат Саша»
Мы попросили немного рассказать об Александре Самсонове сестру Ольгу Самсонову (театрального критика, режиссера и киносценариста), которая всегда была деятельной опорой, главным понимающим человеком в его жизни – в преддверии выставки, которую она организует в память о брате в начале января 2020 года.
— Как он стал художником?
— В мамином доме шёл ремонт, я выбрасывала бумаги с антресолей, и в руках оказались два альбомных листка. Карандашом на них были нарисованы деревья. Саша сказал, что рисовал их ещё в детстве, в кружке рисования во Дворце пионеров. Я поняла, что это талант. Поставила на стул банку с водой, положила перо зеленого лука, купила краски и холст. И он, здоровенный детина, имеющий за плечами 10 классов, Воронежскую конно-спортивную школу, армию, а также жену и дочь, начал писать. Я буквально за руку протащила его по всем вступительным экзаменам в художественное училище, а потом, уже в училище «тащил» его педагог, замечательный художник Николай Александрович Жолобов.
Вы спросите, зачем или почему «тащили», если он не хотел? Саша не хотел, потому что не видел и не понимал своего дара. Это совершенно редкий дар, когда линией и цветом передаётся сложнейший комплекс чувств и ощущений художника. Существует много хороших и даже прекрасных художников, умеющих мастерски зафиксировать то, что они видят, и даже эту картину по цвету разобрать. А Саша, когда он писал, превращался во что-то бесплотное, и его рукой, как бы, не он сам водил. Моцарт же говорил, что он просто записывал то, что само звучало в ушах.
Поэтому, на мой взгляд, всё его художническое образование – это чуткая безмерная душа Жолобова, который, можно сказать, «шёпотом» его направлял. Саше невероятно повезло с учителем, и всё это происходило в родной Вятке.
— А что происходило в Петербурге?
В Петербурге он закончил последний курс Художественного училища им. В.А.Серова и хотел поступать в Академию. Но на занятиях подготовительных курсов понял, что Академия ему ничего не даст. Об этом ему сказал и А.Королёв, который преподавал у них на курсах. Королёв, по словам Саши, забрал его рисунки в архив Академии и сказал: «Плыви теперь сам».
— Что значит «плыви»?
А вот это самое трудное – понять, о чём писать и как об этом писать. А на улице -переломные 80-е: вроде, можно уже не писать ни производственных, ни колхозных, ни партийных будней. Мы знаем, как в эти годы питерский авангард, в противовес академической школе, «выплеснул» на полотна грязный, облупленный город с людьми, теряющими человеческий облик. На самом деле, так выглядели все города и веси в перестроечные годы. И Саша тогда задумал написать серию картин «Фиолетовые люди» и сделал несколько этюдов почти с натуры. Это мужчины и женщины, с утра стоящие у пивных ларьков. Посмотрел он на эти эскизы, и все выбросил. Главным – для него всегда был внутренний мир человека, не связанный ни с бытом, ни с обществом. Переберите все его картины – вы не найдёте ни на одной реальной обстановки или окружения. Именно поэтому люди, привыкшие к бытовому фону, к реальной фактуре и лицам в изобразительном искусстве, не всегда чувствуют и понимают его.
— Были ли у Александра Валентиновича прижизненные выставки?
— Он не состоял в Союзе художников, и, видимо, поэтому персональной выставки ему не полагалось. Не брали его картины и на тематические выставки. Я вот часто читаю, что к этому он относился спокойно. Нет, он всегда очень переживал. Что касается признания, то в истории такое множество примеров, когда художники уходили в мир иной в нищете и в осмеянии! Если «Чайку» Чехова и «Лебединое озеро» Чайковского «зашикали», то что уж говорить о Самсонове. Но вот что удивительно, у Саши, официально отверженного, было очень много почитателей и среди интеллигенции, и среди простых людей. Нынешняя выставка, наверное, будет в Кирове последней, потому что через 5-10 лет мне уже будет не по силам такое непростое дело, а кроме того, к его картинам появился интерес у московских и петербургских коллекционеров, и они могут навсегда покинуть Вятку. Поэтому хочется, чтобы наши вятские любители живописи пришли и смогли увидеть его картины.