Сколько угодно изобразительного (не вятского) искусства предлагается к просмотру перед НГ. В выставочном зале художественного музея питерский Центр М.Шемякина представляет развернутую картину иллюстраций к некогда вышедшей книге про дружбу Миши & Володи (Высоцкого).
Два бесподобных московских пижона, оба командирские сыны, стали потом командирами от искусства, каждый в своем роде. Серия «высококачественной авторской репродукционной печати» в технике «жикле», подписанных рукою Шемякина, демонстрирует безудержный полет фантазии в болезненных по форме и содержанию, филигранных по выделке сюжетах на самые различные темы. Для детального и неторопливого рассматривания и расшифровки (желательно с экскурсией), иначе не интересно. Второй из залов экспозиции – формалистические искания в технике литографии, навеянные посещением парижского рынка «Чрево Парижа», где побывали и засняты на фото с кровавыми тушами Миша &Володя. На любителя.
Большой популярностью в нашей стране, особенно у феминистически настроенных образованных девушек, пользуется живопись мексиканской примитивистки Фриды Кало, это в краеведческом музее. Жизнь и борьба за счастье измученной чернобровой красавицы с ее физическими и моральными страданиями не оставляет равнодушных даже при просмотре репродукций – ибо использована довольно качественная на сей раз печать на холсте (по крайней мере без кричащих красок). Горячая индейская кровь европейски образованной девушки с врожденным полиомиелитом ноги, осложненным тяжелой автобусной аварией и травмой позвоночника, буквально кричит от боли с этих полотен в натуральную величину. Пузатенький неверный супруг Фриды, великий Диего Ривера, своей любвеобильностью прибавляет ей душевных страданий. Что дает силы? Занятие живописью и марксизм, в лице эмигрировавшего из СССР Льва Троцкого. История Фриды, запечатленная в кровоточащих картинах, несмотря на известную попсовость этого культурного феномена, — достояние не только мексиканского, но и мирового искусства.
Дорогая моя столица
На самом высоком «губернаторском» уровне вятского радушия и гостеприимства в конце прошлой недели открывали персональную выставку и представляли лично академика живописи, народного художника РФ Алексея Суховецкого (художественного руководителя нынешнего Васнецовского пленэра и, соответственно, лауреата правительственной премии КО им. Васнецовых, г. Москва). Прибывший с ним коллега разъяснил, что Алексей Суховецкий как художник – это воплощенные честь и достоинство, очень уважаемый человек. В самом деле, в его живописи царит полное умиротворение и покой, где ничто не поколеблет сдержанной красочной и предметной гармонии навеки устоявшейся, размеренной жизни. В изображении очень много того, что называется «дорогая моя столица»: укромных уголков и угрожающе- бездушных архитектурных монстров Москва-Сити. Такими полотнами хорошо украшать солидные офисные интерьеры госкорпораций, они вполне по духу их державной и финансовой мощи.
Одно из них под названием «Мост» (кажется, это близ Новодевичьего монастыря) нам очень понравилось, и вынесено на афишу выставки, ибо вещь действительно выдающаяся, объективно показавшая российскую столицу во всей ее каменно-железной красе, без единой человеческой фигурки, – очень похоже на могучую поступь монументальной эстетики национал-социализма. Слышится как бы даже музыка военных маршей определенного свойства. Не подумайте плохого, наверняка автор «Моста» настоящий гуманист и патриот, однако у зрителя 21 века большой опыт собственных культурных ассоциаций.
Фаина Конь