«Вино из одуванчиков» Рея Брэдбери — культовый текст американской литературы, стоящий наравне с сэлинджэровским «Над пропастью во ржи». И символично, и прелестно, что в новом камерном спектакле Ирины Брежневой Александр Королевский (юный Холден Колфилд в культовом же спектакле Александра Клокова) здесь, через двадцать лет, повзрослел до роли дедушки, столь же психологически, хотя и неявно напряженной.
Ведь этот добрый и веселый американоид, изготовитель вина из одуванчиков и фанат лично постриженной лужайки, тем не менее, уже «родился с печалью в сердце». Тут, в этом контрапункте, – ключ к эмоциональному вхождению в существо текста, который на редкость проникновенно и художественно театрализовала режиссер, разрушив все стены и барьеры, так что от некоторых сцен просто мороз по коже. Кажется, это первый сюжетный спектакль Ирины Брежневой, целиком повернутый к зрителю и прекрасно обошедшийся без фирменного «аутизма» современной хореографии, которую благодаря Ирине все здесь ценят и уважают, тем не менее.
В тесном темноватом пространстве сцены — и это в самом начале плодоносящего знойного лета! — бодро бегают американские сытые, эгоистичные в своем благополучии дети (при том что перед нами повесть воспитания чувств), а также чадолюбивые взрослые, однако общая атмосфера с подвешенными шарами тусклых фонарей – тревожная, неоднозначная. Что им всем угрожает? До поры до времени ровно ничего, разве что экзистенциальная драма самой жизни: старость, болезнь, имманентные страхи, угроза смерти, символичный Душегуб и зловещий овраг, насовсем забравший к себе храбрую героиню Ольги Чаузовой.
Однако дети бегают и веселятся. Им пока что нет никакого дела до старых людей, нет и жалости к ним, поколенческий разрыв непреодолим в обществе западного типа. На этом построена самая жесткая и одновременно нежная новелла повести с участием несравненной Татьяны Махневой – опять она нас всех потрясла, сыгравши женщину, принудительно забывшую свое девочкино имя и прошлое как таковое. Так велит ей жестокое детство в лице группы подростков, которые не желают верить, что старые когда-то были молодыми. Молодые и сильные ведь только они, все остальное призрачно и есть лишь средство для достижения их благополучия. К счастью, это заблуждение быстро проходит, излечивается первой же серьезной болезнью (мальчика, коего весьма затейливо исцеляют пластическими средствами выразительности).
Но главное лекарство, которое дает ему дедушка – бутылочка вина из одуванчиков, которое вобрало в себя все соки лета. Лето, как и всякая маленькая жизнь, рано или поздно кончается, но есть же (благодаря дедушке, что опять спасает детей, как и когда-то его Холден Колфилд) волшебная бутылочка силы! Так что поплачем над ним — летом, которого практически и не было — вместе с жителями Америки конца двадцатых годов прошлого века. И над собою одновременно, ибо последние слова в спектакле, произносимые с надеждой, такие: «Интересно, какой будет следующий год?». А завтра, как известно, «была война» по имени Великая Депрессия, год 1929-й. Мягкий аналог наших отечественных испытаний – но все же, все же. Безработица, голод, бутлегерство, банды Нью-Йорка и тд. Что даст силы преодолеть? Вино из одуванчиков лета 1928 года.
Фаина Конь