На прошлой неделе кировский музей посетили вип-персоны искусствоведения, специалисты по русскому авангарду – Андрей Сарабьянов (Москва) и Наталья Мюррей (Лондон). Для населения ими были прочитаны две лекции, на которые собралось много интересующихся сутью вопроса, в надежде получить из первых рук новые знания об этом уникальном явлении российской и мировой культуры.
Каково было их удивление, когда первый ученый, в ходе презентации, ограничился показом чисто внешнего сходства некоторых произведений русских художников-авангардистов начала 20 века с картинами более современных авторов, а также, например, с фотографиями галактик и строения вещества на клеточном уровне.
Был единственный момент, когда публика несколько оживилась, углядев типологическое сходство картин Бурлюка с живописью молодой вятской художницы Нади Фроловой – что было поистине неожиданно и выглядело подтверждением того банального факта, что художественные идеи свободно носятся во времени и пространстве.
От Натальи Мюррей собравшиеся ждали заявленного в программе эксклюзивного рассказа о Николае Пунине, основоположнике советского искусствоведения, однако ученая предпочла озвучить хрестоматийную (правда, с интересным видеорядом) информацию о том, как некоторые яркие представители русского авангарда сначала активно сотрудничали с советской властью, а потом их всех резко задвинули. По слову концептуалиста Ильи Кабакова, «в будущее взяли не всех». Однако творения революционеров от искусства так или иначе сохранились – в запасниках и частных коллекциях; по мере ослабления идеологического пресса власти они были легализованы для публикации и впоследствии становились ценнейшими артефактами российских музеев.
Есть таковые коллекции и в Кировском музее; одним из первых отдельные предметы будущей коллекции авангарда увидел как раз господин Сарабьянов в конце 80-х годов, прибыв в Киров с исследовательскими целями и будучи допущен в местный «спецхран», куда его с некоторым страхом провели сотрудницы. На этот раз ученые также приехали к нам с рабочим визитом для осуществления выставочного проекта-реконструкции исторических событий, бывших на вятской земле в 1921 году. Речь идет об уникальной (передвижной) выставке авангарда в уездных городах Советске и Яранске.
Тогдашние энтузиасты в деле художественного просвещения народа – зав. подотделом г. Советска по делам музеев и охраны памятников Медведев (выпускник Варшавского политехнического института) и простой шкраб — школьный работник – Якимов (Петроградский политехнический) сами собирали выставку по городам и весям. Для этого они лично выезжали в голодное военное время в Казань, Москву и Петроград , общались с художниками из числа «кубистов, футуристов и беспредметников» — и те охотно давали им свои картины «с возвратом», коего по ряду причин не произошло и они осели как в местных районных музеях, так и за пределами области. Однако сохранился каталог той выставки, по которому искусствоведы намерены восстановить ее в наши дни.
— Сейчас мы занимаемся подготовкой выставки для Ельцин-центра в Екатеринбурге, которая будет повторять экспозицию Третьей передвижной художественной выставки 1921 года в городе Советске Вятской губернии. Среди 55 ее участников были известные мастера – Василий Кандинский, Варвара Бубнова, Александр Древин, Александр Родченко, Варвара Степанова, Николай Фешин, Давид Штеренберг и другие. Мы хотим показать широкой публике не самые известные работы художников первой четверти ХХ века из региональных музеев. Выставка запланирована на осень 2020 года. После Екатеринбурга она отправится в другие города. Конечно, мы планируем ее показать в Вятском художественном музее, — сказал Андрей Сарабьянов.
Фаина Конь