Посольство мастерства. Next 5!
…Аплодисментами встретили в колледже музыкального искусства Александра Сандлера, заслуженного артиста России, профессора Петербургской консерватории. Пианист прилетел к нам по программе Сергея Ролдугина «Посольство мастерства» Дома музыки СПб. Вместе с коллегами, профессором Российской музыкальной академии В. Пушкарёвым (труба) и лауреатом международного конкурса, солистом Большого симфонического оркестра им. Чайковского А. Сильвестровым (флейта) они провели в колледже бесплатные мастер-классы.
На уроках А. Сандлера прежде всего впечатляет показ: каждое мгновение он в музыке, играя просто и естественно, без всякого напряжения. Слушая пианиста, возникает ощущение другого измерения, высокой музыкальной и вообще человеческой культуры типично петербургской, интеллигентской закваски. В этом, и особенно в тончайшем анализе фактуры сочинений, он напоминает другого петербуржца, легендарного В.В. Нильсена, в консерваторском классе которого начиналось его становление как музыканта. Та же атмосфера парящего духа и растворения в Музыке. Так же ставит он не руки, а прежде всего уши ученика, его мышление, проникая в структуру сочинения, её лексику и воспитывая эстетическое начало в игре на фортепиано, что характерно именно Сандлеру и особенно заметно в мягких, красиво очерченных окончаниях фразы и удивительным ощущением красоты меняющихся гармоний.
Рояль звучит у него просто неузнаваемо, напоминая, пожалуй, Горовица. Поэтичность в её конкретном выражении сквозит в каждом сыгранном им такте, язык музыки ему абсолютно понятен, он мыслит музыкальными образами. Например, соната Моцарта. Слушаешь словно «Маленькую ночную серенаду» или «Волшебную флейту», и появляется ощущение komische — оперы с её характерными оркестровыми и ариозными репликами, переданными через культуру штриха.
Особое внимание профессор уделяет второму плану — аккомпанементу, его ажурному плетению и лёгкости, выгодно подающем тему. «Это форте, а не тявканье!», «Здесь музыка, а не гаммы. Это просто набор нот, не связанных по смыслу», «О чём здесь написано? Ведь Аврора Бетховена — это не крейсер Аврора. Создай атмосферу», — звучат его лаконичные замечания. После такого разбора и показа неловко слушать зачастую невыразительную игру учащихся, порою публика и профессор начинали терять терпение, в который раз играя одно и то же место. Конечно, к такому анализу студенты не привыкли, не всё сразу получается, а для кого-то это тест, который надо выучить и ничего более…Тем не менее, на вопрос о первом впечатлении о наших учащихся Александр Сандлер ответил «хорошее», отметив рост и перспективы в сравнении с прежним своим приездом: «Половина необходимых качеств у них уже есть».
Мастер-классы вызвали неизменный интерес, проходили при переполненном классе, каждый раз заканчиваясь аплодисментами, и стали школой высшего исполнительского и педагогического мастерства. Такие встречи для музыкантов всегда праздник. Художественный руководитель С. Петербургского Дома музыки С.П. Ролдугин, по-прежнему благосклонный к нам, делает поистине царские подарки, посылая в вятский колледж выдающегося музыканта. Спасибо маэстро, и ещё раз браво!
В Шапошников. Союз концертных деятелей СПб