Или третье дыхание 100-летнего юбиляра
А казалось, профессия художник на Вятке стала уже необратимо и нездорово женской (так же как и журналист, и, о ужас, даже хирург: в онкологии, рассказывают больные, в основном теперь молодые девушки режут). В училище же, за семь лет после Александра Плотникова, который руководил им с 1986 по 2011 годы, сменилось уже три директора. А сейчас вошел в должность четвертый – молодой и амбициозный Максим Наумов. Для укрепления преподавательского состава приглашен также глава вятского отделения СХ Игорь Сметанин и уже набрал свой первый курс, так что двое этих успешных, креативных и предприимчивых молодых людей теперь возьмут патронаж над училищем со стороны творческого союза. Возлагаются большие надежды.
Последний год коллективу сильно попортили нервы слухи о слиянии с музыкальным колледжем и культурно-просветительским: одно время этот вопрос считался даже вполне решенным, однако к настоящему моменту практически сошел на нет, слияние пока вроде бы отменяется. Но осадок остался. На мой вопрос новому руководству, в каком состоянии сегодня художественное образование на Вятке (учитывая его столетний опыт – прогресс или регресс?), Игорь Сметанин ответил осторожно: «Мне кажется, пауза. Затишье». Максим Наумов говорит еще более уклончиво, однако как руководитель смотрит на дело с положенным ему оптимизмом, ведь за плечами Традиция, наше все, которую, как водится, намерены и дальше развивать.
Плюс, сохраняется корпус старейших преподавателей, коими гордятся: Старкова, Колчанова, Зубарева, Поликарпов, Жданов, Ронжин, Вяткин. По отношению к ним новый руководитель позиционирует себя скромно: « Я в первую очередь выпускник училища, а не директор, и постараюсь сохранить это чувство к вам. Буду работать над тем, чтобы нас не расформировали, не слили, и по возможности больше платили». В новом юбилейном году прошло серьезное обновление преподавательского состава, в основном за счет недавних выпускниц. Очень интересен (нам – прежде всего как художник) ученик великого Сидорова, выпускник Суриковского института Константин Мошкин.
И все-таки слияние!
Новый директор озвучил ряд своих управленческих инициатив: объединение художественного лицея, училища им. Рылова, а также института Инжиниринга и дизайна в рамках ВятГУ (где он продолжает преподавать) в общий образовательный цикл. Из одного в другое, и никак иначе, — для повышения качества подготовки специалистов и даже их гарантированного трудоустройства. К тому есть все основания, считает Максим Наумов: профессия преподавателя ИЗО, например, в городе супер-востребованная . Как о более отдаленных планах он говорит о возможной перспективе открытия аспирантуры Академии художеств при ВятГУ – ее выпускники смогут получать звания членкорров и впоследствии даже академиков с соответствующими их высокому рангу доплатами!
К собственно юбилею, которое отпраздновали накануне дня учителя, шла серьезная подготовка. В изобразительном плане выпущен альбом, открыты две выставки, одна во славу преподавателей училища (в выставочном зале), другая (в галерее Прогресса) – его выпускников. Дипломные работы. И если первая выглядит слегка забронзовевшей, ибо поступила из фондов художественного музея, где хранятся проверенные временем и многократно публиковавшиеся работы признанного уровня, то в Прогрессе совсем другая картина. Максим Наумов хорошо поработал в запасниках училища и явил зрителю интереснейшую подборку, которая (даже если не иметь в виду уровня соответствия учебным требованиям ) выглядит необычайно искренне и репрезентативно . Молодые люди своими выпускными работами, написанными в очень разные годы, волей-неволей создали яркую картину времени, нынешнего и особенно минувшего.
Свежий ветер прошлого
Фавориты среди всех прочих тематик – индустриальный и патриотический мотивы. Настроение социального оптимизма и светлых надежд. Понятно, что никакого «гнилого абстракционизьма». Однако насколько трогательно и уместно смотрится это сейчас, когда забыты все идейные скрепы и ориентиры. И как небанально, с чувством дети подходили к этим большим, непременно большим темам. Подвиги солдат, скорбь по убитым, сложная, но сердцем выношенная метафора. Ленинградская капелла мальчиков, эвакуированная в Яранск. Русские беженцы из Чечни, почти наше время – сильная трагическая работа, хотя бы и «вымученная», как признается сегодня ее автор Е. Невский. Много групповых портретов – что называется, сокурсники 70-80 годов. С характерными длинноволосыми шевелюрами, в клешах, с просветленными ищущими лицами. Кстати, сплошь мальчики. При любых режимах это была их профессия.
Выразитель нашего смутного времени, на наш взгляд, — Василий Кононов и его жутковатый портрет Савонаролы, наиболее зловещей фигуры в истории христианства, с красными прищуренными глазами «вразнотык»: этот несомненно одаренный молодой человек из православной семьи много и мучительно размышляет над вопросами веры. В частности. Всего не перечесть, да и не надо. Идти и смотреть непременно, пока не убрали. Несмотря на цены, которые ломит Галерея за вход.
Ленинградская капелла мальчиков была эвакуирована в Арбаж, а не в Яранск.Автор диплома
Рулят не мужики,…..а повсеместный похалимаж под чинуш, и ещё назначение бухгалтера на культурную должность- а это уже несоответствие занимаемой должности…, и плевок в лицо всем творческим людям! Вятьские художники—это холопы немые, если они вякнут, то их выкинут из мастерской! Вот и вся вертикаль власти. Что хотят то и вытворяют. К искусству это не имеет никакого отношения. Училище надо просто закрывать…..нет кадров, и не будет.