Жизнь налаживается в театре на Спасской, после пяти лет «без капитана», на что неустанно жаловались артисты в публичных выступлениях.
А уж как там на самом дело было.. . То ли дирекции звать капитана (после Юлии Батуриной) было невыгодно, то ли никто к нам не шел — простым людям сие неведомо. Однако назначение Егора Чернышова ( место основного проживания Санкт-Петербург) на должность главного режиссера состоялось и стало главным новостным событием осени. Его давно опросили все радио и тележурналисты. Касаемо наблюдателя, вполне очевидно, что даже безотносительно выяснения «творческих планов» театр теперь (или по крайней мере на ближайший год, типовой срок контракта) в надежных руках. Достаточно вспомнить его здешние спектакли «Каренин» и «Дуэль», а также две эскизные работы на лабораториях Лоевского, чтобы осознать степень профессиональной и человеческой зрелости режиссера, за 18 лет после окончания СПБГАТИ охватившего фрилансом или на постоянной основе практически всю географию страны от Выборга до Камчатки.
Как минимум это большой постановочный опыт и знание жизни, как максимум – это нам еще предстоит узнать, ведь то, что он уже сделал, для столь энергичного человека уже вчерашний день. Проблем, рассказал он нам в личной беседе, в российских театрах везде хватает (наряду с общенациональнами – цензура и самоцензура, падение уровня культуры, огрубление нравов, ослабление народного интереса к искусству сцены). И в столицах есть весьма слабые коллективы, а в глубинке — наоборот. Где-то в наличии море денег и возможность пригласить любого знатного постановщика, но в городе дико плохая экология и общекультурная «поселковая» реальность; в другом месте мощная активность местных театров самодеятельного по сути уровня и полная самодостаточность на этой почве; в третьем очень слабый театр, в который почти никто не ходит, но он отлично живет за счет пафосных проектов с государственной риторикой, на которые в добровольно-принудительном порядке водят солдат и школьников.
В таком контексте у нас на Вятке все очень даже неплохо, можно продуктивно и с удовольствием работать. «Я прихожу не на пустое место, где целина непаханая. Клоков и Павлович сформировали здесь культурную среду». Добавим от себя, плюс к этому, огромную неудовлетворенность текущим положением дел в местной культуре, массовую миграцию интеллигентной молодежи и безнадежное ожидание Личности. Которая, подобно Борису Дмитриевичу, придет и укажет нам путь.. . Так что почва для Режиссера поистине плодородная. Плюс, с его слов, «отсутствие интриг и сплетен, очень здоровый коллектив».
А то мы удивлялись, как это Чернышова уговорили возглавить театр (тоже были слухи, что его много раз звали, но он отказывался). Это все , улыбается он, были абстрактные довольно разговоры – что да, хорошо бы, но не более того. Сам же не предлагался, ибо когда приглашают тебя, то это же совсем другое дело: ты приходишь на своих условиях. Что касается предшествующей работы вольным режиссером, «есть плюсы и минусы. Конечно, ты занимаешься только творчеством, минимум вопросов со стороны актеров, новый театр – всегда новый опыт, что тонизирует. Но любой серьезный опыт накапливают только оседлые народы».
«Ищу текст на весну»
Это уже про творческие планы. Такой нынче подход: никаких спектаклей в приказном порядке, волею главного режиссера, не будет . А будет практиковаться осенняя лаборатория драматургии под названием «Избранное», состоящая из читок в данном случае 10 хороших, но мало востребованных по разным причинам текстов, с приглашением знатного критика. Чтобы новые постановки естественным образом ( с учетом реакции публики) вырастали из этих предварительных читок. Плюс прямая польза — проданные билеты, «промо» театру и новым вещам. Нормальная современная практика. Будет ли ставить Александр Трясцин ? – «А посмотрим, как поработает режиссером читок, их у него кажется 4». Будут ли другие приглашенные? «Конечно, будут, не один же я». В читках «Избранного» определится и пьеса на весеннюю постановку. Весною же планируется проведение лаборатории памяти Михаила Угарова.
А пока что, на первое время, в театре готовится к показу подростковый хит по Пелевину. Чернышов говорит, что умеет разговаривать с этим поколением, несмотря на то, что оно напрочь не принимает, например, патриотической тематики, или про войну, вообще не откликается на этот дискурс. Главное, не врать им, повторяет он свою загадочную фразу. «Дети не выносят лжи, сразу ее чувствуют, мы-то привыкли». Не признает и разделения на развлекательные и элитарные постановки, а есть живые и неживые спектакли. ( Репертуар театра на Спасской, понятное дело, новый главный оценивать не стал. Его учителя говорили, в театральном деле нормой считается 90 процентов неудачи. И в самое ближайшее время предстоит не переделать — элементарно «вычистить с позиции санитарных норм» это самый репертуар.)
Что касается публики. Егор Чернышов не приемлет раздавать характеристики населению того или иного региона: все это шовинизм. Как так , нельзя и художественно рефлексировать на эту тему? вот Борис Павлович очень даже, и какой имел успех! («Так-то да»). Категорически нет! «Не говори «Они тут все такие», а я поехал – иначе тебе беда и ты покойник». Иными словами, не обобщай, люди все разные. Хотя сам он различает уже особость вятских – еще не Урал, уже не средняя Россия. Пока как-то так.
«Надо работать на примирение»
А не на разделение: «В мире заборов хватает, мостов не хватает». В этой связи поговорили даже о высокой миссии театра, есть она по-прежнему или больше нет ? (опять-таки Б.Павлович, его знаменитый предшественник, в одном из своих выступлений отрекся от воспитательной роли театра – уже, по его мнению, это не работает. Мы буквально вынуждены сравнивать всуе предыдущего лидера с новым, а как же иначе. У нас их не так много ). Есть и быть должна, в нынешней ситуации всеобщего оскотения, озлобления и вражды удерживать в обществе хоть какие-то границы гуманистического порядка. Раньше, лет 10-20 назад, была другая миссия? «Совершенно другая. Было, наоборот, расшатывание границ». Любых — эстетических, нравственных, социальных. А сейчас главная задача, которой театр сопричастен, всеми силами поддерживать базовые ценности, смягчать нравы? – «Да. И то, что театру сейчас сложно, не значит, что у него плохие времена – они продуктивны и интересны. Надо искать меру».
Стоит ли ждать от него такой же активности вне театра, каковую проявлял в свое время Борис Павлович, щедро окормляя ищущую молодежь в формах своей знаменитой драмлаборатории, поэтических выступлений в библиотеке и небольших клубах, площадных и внеформатных спектаклей, даже документального кино? Город помнит, и этого здорово не хватает сейчас. Однако вряд ли: Егор Чернышов готов откликнуться на конкретные предложения, сам же таковые организовывать не планирует, сосредоточится целиком на работе в театре.
Фаина Конь