Свой новый сезон Вятская филармония открыла симфоническим вечером с участием известной российской пианистки Екатерины Мечетной. Прозвучали танцы из оперы Алеко, Первый концерт и Вторая симфония Рахманинова п/у главного дирижёра оркестра Константина Маслюка.
Симфонические концерты популярны у нашей публики и поэтому понятен её интерес и полный аншлаг в зале, что называется, яблоку негде упасть. Изюминкой программы стало участие в ней солистки, а центром, конечно, Вторая симфония, одно из сложнейших и великих сочинений мировой литературы в этом жанре. Вновь порадовала встреча с Мечетиной. Пианистка в отличной форме, рояль звучит у неё так, словно она поёт, а это редкое качество характерно для русской традиции, идущей ещё от Антона Рубинштейна. Мягкость и пластичность, погружение в музыку, способность переключаться с лирических эпизодов на яркие и динамичные, естественность и наслаждение, которое испытывает артистка, передаётся слушателям, всё подкупало в ней: человеческое обаяние, ведь стиль-это человек, и даже внешность, что для артиста тоже не последнее. …Несколько удивило markato главной темы, возможно, вызванное стремлением пробить акустику зала. Впечатлило Andante, полное поэтичного покоя и тишины, пианистка купалась в чудных, пряных гармониях, передавая красоту рахманиновской музыки, кажется, особенно для неё близкой…
Вторая симфония звучала в исполнении оркестра двадцать лет назад и мне доводилось писать об этом, но теперь это уже другой, профессиональный оркестр. Сложнейшая партитура, изобилуюшая новизной и богатством ритмов и огромной, бесконечной протяжённости мелодических линий, крепкий орешек для любого коллектива, была сыграна цельно. Прямой наследник и продолжатель Чайковского, казалось бы, писавший в исконно русской традиции, в этом сочинении Рахманинов далеко опередил свою эпоху. Оркестром переданы сложные психологические состояния, характерные рахманиновские нарастания и кульминации. Похоже, дирижёру эта музыка близка и дорога, что заметно в удовольствии и восторге, с которым он ею дирижировал.
К. Маслюк проделал такую грандиозную работу, что оркестр просто не узнать, ведь прежде слушать музыкальные шедевры было испытанием, слабы казались даже не медные и деревянные, что традиционно, а прежде всего струнные с их приблизительной интонацией, особенно вторые скрипки. Наш симфонический теперь, как и русский оркестр, становится одним из знаковых в культуре края и в этом заслуга его дирижёров. А если бы репетиции были каждодневны, сдавались партии, то даже не представить, до каких высот может подняться оркестр.
Сочинение и его исполнитель — одна сторона процесса, другая сторона публика, её подготовленность, интерес и реакция. Несмотря на сложную для исполнения и восприятия фактуру Второй симфонии, её порою сумеречные настроения, слушатели были под огромным впечатлением. Открытие сезона стало знаковым событием, и теперь филармонические вечера обретут новых и благодарных слушателей.
В. Шапошников. Союз концертных деятелей СПб
Фото с сайта филармонии