ZDвиг возвращается в Начало. И совершенно естественным путем, хотя с изрядным перерывом. Как выяснилось в минувшее воскресенье, в нашем тотально танцующем городе очень много детско-подростковых коллективов, чьи руководители умеют увлечь своих подопечных сложной стилистикой современного танца, коего флагманом до самого последнего времени был у нас знаменитый театр танца «Миграция».
И вот, эстафета успешно подхвачена подрастающим поколением, о чем с удовлетворением рассказала хореограф театра на Спасской Ирина Брежнева, она же бессменный артдиректор фестиваля «ZDвиг». Переформатировав его как «ZDвиг. Начало». Теперь он предстал нам совокупностью именно местных коллективов, с небольшим вкраплением: танцевальная компания из Тулы плюс хореограф-исполнитель из Москвы Александра Рудик. Что было чрезвычайно важно как для них самих, разбросанных по периферийным танц-клубам и варящихся зачастую в своей изолированной посуде, а на фестивале получивших возможность обменяться опытом, увидев друг друга, так и для нас, даже не подозревавших об их существовании.
Общая фестивальная картина выглядела, может, и не столь радикально, как в былые тучные времена, когда деньги на иногородних участников добывались куда проще, и уместилась в один день показов. Но зато это было по-настоящему празднично, очень красиво, и трогательно, и доступно для восприятия даже малосведущих зрителей. Ирина Брежнева между тем, в целом отвергая компромиссы с массовым сознанием, не устает печься о зрительской восприимчивости, толерантности, готовности понять и принять элитарный язык современного танца, весьма отличный от господствующего эстрадного или спортивного. Ведь СТ не воспевает телесной красоты и подчеркнутого эротизма последнего, не гонится за отточенной танцевальной техникой и броскими костюмами исполнителей, не дорожит их напористой победительностью.
Все ровно наоборот – СТ внимательно исследует глубины человеческой природы и сознания, пластически выражая их в самых необычных формах и телодвижениях, предлагая зрителю опыт нелинейного существования, отличного от банальностей масскульта. И было любо-дорого наблюдать, как молодежь понимает и приемлет сложные задачи, поставленные им хореографами, и насколько сами они интересно мыслят. Понравилось решительно все — каждая композиция честно несла в себе ядро смысла и содержания. Буквально начиная с первой же, под названием «Та самая», хотя сначала обычно выпускают тех, кто послабее. Впечатляющий по драматизму гендерный раскол мира на мужеский и женский, когда вслед за бегущим на месте мальчиком угрожающе ползет по скользкой поверхности, настигая его, много женских тел, почему-то мощно напомнил фон-триеровского «Антихриста», хотя и вовсе без скандальных коннотаций последнего…
Да мало ли. Повторяю, каждый новый коллектив и танец нес свежую идею-открытие. Второй по продолжительности аплодисментов танец была роскошная композиция, сопровождающая антимилитаристский хит БГ «Да что ж он воет. Сякухати», тронувшая почти до слез. Тот же расколотый мир, но это уже в офицерских шинелях босые юноши, и в сиротских одеждах — призрачные нежные девочки.
Конечно же, не был забыт и Данила Зубарев, любимец Миграции, безвременно ушедший в мир иной. В память о нем Ирина Брежнева восстановила чудный танцевальный дуэт «Выше радуги».
А кто же тогда сорвал наибольшую овацию и восторги публики? Арина Соловьева, показавшая «голого короля» — а именно пустую сцену вместо себя. При этом танцовщица, известная неограниченной свободой самовыражения, ровно три заявленные минуты осведомлялась, как люди в зале себя чувствуют, в то время как она, стоя в кулисе, мысленно танцует красивое «танго внутри». И что-то там про парус одинокий. Оказалось, три минуты в таком формате – это очень много и утомительно, лично мы даже не стали аплодировать. Совершенно понятно, что гостья из Москвы показала, под финал, самую из всех трудночитаемую и загадочную композицию «Видимое», но в отличие от голого короля она действительно вложила в нее сложную метафизику. Оставив после себя на сцене многозначительно гаснущую в темноте точку на планшете.
И самое, может, сильное впечатление вечера – это его совокупная фонограмма. Сделанная в таком качестве, с таким изощренным профессионализмом и вкусом, что вполне можно было бы удовольствоваться ею одной. Кстати, глубины психики и нюансы поведения больше нуждаются, видимо, не в традиционной музыке, а скорее в сочетании отдельных мета-звуков природного характера: щелк и бульк воды, сопенье и пыхтенье, глухое похрюкивание — мастерски аранжированные. Даже хит далекого прошлого «Шар голубой», со всеми его куплетами, был подан (и станцован) как-то не архаично, а вполне современно и с юмором.
Напоследок перечислим эти героические танцколлективы г.Кирова, доставившие нам столько эстетического удовольствия и восхищения выбранным стилем искусства хореографии: «Сюрприз», «Танцпространство», «Мелиссента», «Фаэтон», танцевальный проект «Солянка»; просим прощения у тех, кого, возможно, не упомянули. И очень надеемся на дальнейшие встречи.
Фаина КОНЬ