Минувший год усилил нерадостные тенденции предыдущего, еще более истончив и сократив культурный слой — по причине как скудного финансирования проектов, так и размывания зрительского сообщества и кадрового оскудения творческих коллективов.
Все это взаимосвязано одно с другим и является следствием госполитики последних лет. Которой, невзирая на пафосные заявления, нет особого дела до провинциальной культуры: вы- живет, так выживет. Сама, сама, сама. Даже на презентацию объявленного в РФ Года Театра в конце декабря, которую вменялось пышно провести во всех губернских городах, у нас не было выделено ни рубля – что и сказа- лось на результате, каковой вы- глядел более-менее удручающе…
Году 2018-му, можно, однако, занести в актив два крупных события театральной жизни — хорошие спектакли на Спасской «Гудбай Берлин» (реж. Александр Трясцин) и «Человечный человек» (пригл. реж. Алексей Зимин). После приснопамятного открытия Года Театра тем более кажется, что имело место некое чудо. Не путать с «Чудом обыкновенным».
Театр Драмы осенью 2018-го порадовал узкую аудиторию камерным спектаклем на тему народной памяти о войне, талантливо представленным кировскими артистами в необычной стилистике театра абсурда («Марьино поле», реж. Евг. Ланцов). А в основном творческий коллектив под руководством Ланцова , за что ему низкий поклон, упорно шел в народ малыми формами – бесплатными читками и эскизами спектаклей, представляя современную драматургию и апробируя тексты на публике, предлагая голосовать за понравившуюся пьесу. Будущее покажет, что она ему насоветовала.
Как всегда, самодеятельные (любительские) театральные коллективы вновь блистали рос-сыпью талантов и внесистемных проявлений прекрасного («Круг», «Кактус», театр книги при библиотеке Грина, частные театральные проекты). К сожалению, кроме стабильно и грамотно работающего со зрителем театра «Гротеск» Галины Яссиевич, эти скромные шедевры мало кто видит и все уходит в песок, вспыхивая лишь «здесь и сейчас».
Главным рассадником культуры и просвещения, равно как и местом социального презрения старшего поколения и гуманитарной интеллигенции города, была и остается библиотека Герцена, предоставляющая горожанам широкий спектр бесплатных развлечений и культурных услуг – от концертов высокого искусства и встреч с лучшими людьми нашего времени (литераторами и учеными) до заседаний садоводческих и рукодельных клубов. Причем опора делается не столько на столичных гостей библиотеки (сразу встает проблема финансирования высоких визитов), сколько на собственные интеллектуальные силы, которые пока что еще в наличии. Эта жизнь местного гражданского общества, действующего самостоятельно и вдохновенно, радует и обнадеживает более всего.
Как и планировалось, в конце декабря был закончен ремонт мраморного здания художественного музея, и теперь двери его открыты. Работает экспозиция «Виктор Васнецов и его эпоха» к юбилейным торжествам: 170 лет со дня рождения художника.
А в целом год 2018-й запомнится скорее своими человеческими потерями, которые невосполнимы. В самом его начале ушел из жизни Александр Коротаев, православный священник с безупречной репутацией, а кроме того Учитель, культуртрегер, кинематографист, писатель — личность страстная и яркая; его смерть собрала огромное число скорбящих.
С еще большим общественным резонансом проводили и оплакали другого харизматичного лидера и прекрасного человека– директора библиотеки Герцена Надежду Гурьянову, а позднее ее предшественницу на этом посту Марию Новоселову.
Гораздо скромнее, в узком театральном кругу, простились с артистом Андреем Матюшиным, успевшим спеть свою лебединую песню – роль Алексея Каренина в одноименном спектакле театра на Спасской (реж.Егор Черны- шов). Спектакль долго спасали: сначала из него ушла Марина Карпичева в роли Сережи, однако вскоре сделали адекватный ввод — Наталью Сидорову. Ну а уж заменить Матюшина даже не пытались: он был уникальный исполнитель. Зрители без слез не могут вспоминать его последний выход, после чего этот выдающийся спектакль подлежал неизбежному списанию.
И замыкал череду значимых уходов поэт Андрей Жигалин – светлый человек, который неожиданно для всех выдвинулся в неформальном рейтинге местной интеллигенции на роль «лучшего вятского поэта». Может быть. В целом же, по итогам жизни, эта личность оказалась настолько редкостной и человечески талантливой, что его многочисленные друзья и сподвижники смогли не только похоронить его на собственный счет, но и достойно провести вечер памяти поэта. Большой читальный зал библиотеки Герцена, которой Жигалин был вдохновенным рыцарем и постоянным обитателем, оказался полон. Художник Максим Наумов тотчас прославился, отреагировав на смерть поэта в своей фирменной живописно-графической манере, которая в данном случае смотрелась вполне уместно и была восторженно принята интернет-сообществом.
Главное фото: картина Максима Наумова «Плачет маленький Шагал… Памяти поэта Андрея Жигалина 2018 г.»
Автор не упомянул о потере музея в Приказной избе и музея народного образования . Кунсткамера похоже тоже не возродится. О ремонте художественного музея каждый может судить , если посмотрит на наружные стены старого здания вверх со стороны памятника и со стороны скверика у остановки. Интересно видела ли это министр культуры?
Какое ему дело до исторических ценностей нашего края, когда голова занята совсем другим…