«Лето» пришло в мою жизнь в первых числах июня и захлестнуло. Речь о фильме Кирилла Серебренникова, рассказывающего о начале творческого пути молодого Виктора Цоя.
«Лето» захлестнуло так, что были перечитаны многочисленные статьи в интернете как о самом режиссере, так и о героях, чьи истории он рассказал в фильме. А ещё с колонками на почти полный звук хотелось слушать и слушать эти драйвовые иностранные мелодии из фильма, которые так сложно было достать поколению из советских 80-х.
Захлестнуло по полной в атмосферу своего детства, когда родители обсуждали, как удалось купить какой-то редкий альбом, как папа поднимал пластиковое стекло проигрывателя и аккуратно ваткой протирал иглу а затем, держа за края, как что-то ценное, плавно ставил пластинку.
Готова поспорить, что представитель каждого поколения нашёл себя в этом фильме. Например, я время от времени была то в ползунках в роли ребёнка Майка Науменко, то девчонкой на рок-фестивале, то компанией неформалов, которая где-то на улице поёт песни со смыслом под гитару.
Когда шли первые минуты, находящиеся рядом друзья из Питера — вот уж точно в чьей компании стоит посмотреть этот фильм — шепнули: Финский залив. А дальше понеслись другие адреса: Рубинштейна, 13, где в здании театра был первый ленинградский рок-клуб, питерские тупиковые дворики, арки, кафе, трамваи и крыши в исторической части. И на одной из них Боб — это молодой Гребенщиков, правда он видел сценарий фильма ещё в набросках и что-то много возмущался.
Но кого теперь это интересует: вон он какой колоритный в фильме, несколько перстней на пальцах, грива, которую он зачесывает, закидывая руку сверху, и помогает Цою записать первый альбом. Для тех, кто очень въедлив в историческую последовательность, в фильме есть отдельная фигура — скептик, похожий на гэбиста, который частенько врезается в кадр и сообщает «Этого не было!»
Впрочем, для тех, кто не очень увлекается рок-тусовками и политикой, есть любовный треугольник. Точнее, общее почитание дара, таланта Цоя Майком Науменко, который готов уступить возможность записать альбом и даже дать проводить до дома и поцеловать свою любимую жену, внезапно увлекшуюся юношей с корейской внешностью и песнями про восьмиклассницу. И никакой пошлости. Это же творческие, непредсказуемые люди.
Но для более глубоких зрителей есть и тонкие политические нотки: люди, следящие за андеграундной молодёжью, и тётя-цензор, без одобрения которой Цой не сыграет свой первый концерт в рок-клубе, и друг-барабанщик, которого могут забрать в кровавый Афган, и хороший кофе, который можно купить только на барахолке, и квартирники, на которых группа КиНо зарабатывает первые гонорары.
Но главная находка режиссера, на мой взгляд, это поющая так называемая массовка — жители города, пассажиры, зрители, случайная дама в телефонной будке. Это же просто крик свободного народа, специально на «вражеском» языке поющего о том, что в советском союзе предпочитали замалчивать. И все это в песнях Игги Поп, Толкин Хедс и Лу Рида.
Для меня фильм пролетел за один миг. Он лёгкий, мимолетный и одновременно запоминающийся, одним словом — Лето. Хочу посмотреть ещё раз.
Юлия ШЕВЦОВА
Из чужих отзывов:
«Фильм навеял далекие романтические воспоминания , чувство далекой свободы от того что » денег нет , а время есть «. Ностальгия и комок в горле на первых 15 минутах фильма…»
«Отличный фильм. Как бы я не относился к Серебренникову как к человеку, а уж тем более к Ахеджаковой, но должен отметить, что фильм удался. Да, чуть затянута бытовая линия, но фильм не отпускает. А какой звук! Потрясающе! Цой — Жив!
«Сознаюсь, что шла в кино, имея не один камень за пазухой. Я далеко не в фан-клубе поклонников данного режиссера. Но случилось чудо! Через полчаса мой саркастический настрой улетучился, как и не бывало. И я окунулась в такую знакомую, такую щемящую, такую ностальгическую атмосферу Ленинграда 80-х.
Если вам дорога «Восьмиклассница» и «Алюминиевые огурцы», если для вас Камчатка и Сайгон не только географические названия, если вы могли быть счастливы просто на берегу Финского залива в компании друзей с пачкой сигарет и бутылкой «777», то смело смотрите «Лето». Вам точно понравится!!!
Фильм снят очень стильно. Черно-белое кино – это реальность происходящего, а цветные вставки – как кусочки домашней кинохроники.
Временами действие пробивается в нереальность. Хиты известных западных групп перепевают обычные горожане – в электричке, в троллейбусе, на улице под дождем. И весь этот мини-мюзикл разрисован обалденной анимацией.
Фильм очень теплый, очень душевный, без намеков на политическую пропаганду. И очень целомудренный – всего один трогательный поцелуй…
Рома Зверь вполне достоверно попал в образ Майка Науменко, а вот Тео Ю для Цоя был слишком мягок, не хватило жесткости и брутальности. Впрочем, мы же не знаем, каким был юный Цой в то романтическое лето влюбленности в Наташу.
Поняла, почему фильм ничего не получил в Каннах (только премию за саундтрек). Да потому что, нет геев, нет «кровавого режима», нет атмосферы затхлости и безысходности. А, наоборот, много любви, много улыбок, много хороших умных лиц моих современников 80-х годов»