«Былина и сказка из глины и краски.» Так затейно назвали новую обширную экспозицию из фондов художественного музея, фактически посвятив ее царице вятского народного официоза – дымковской игрушке. Любим и гордимся.
И ведь действительно, редкий здешний художник не включил ее в свои натюрморты, портретист – не воспел мастериц за работой поименно, а пейзажист – не изобразил слободу Дымково за Вяткою рекой. Все это наиподробнейше представлено в экспозиции. А кроме того, интересный материал по истории промысла в советское время: его главный культуртрегер Алексей Деньшин, акварелью на дешевой бумаге, в свое время нарисовал мастерицам некоторые сюжеты для их воплощения в глине. И сами музейные раритеты той эпохи — в стеклянных витринах, неяркие, порядком облезлые и по-настоящему наивные, очень радуют глаз. Можно рассматривать бесконечно.
К местному промыслу прилагается большой массив иллюстративных работ знаменитых советских анималистов-сказочников с вятскими же корнями: Евгения Чарушина, Юрия Васнецова, Елизаветы Юрьевны Васнецовой. Многие из них знакомы русскому человеку с детства. А также поступившие из центра циклом графические листы классика советской книжной иллюстрации не-вятского Евгения Кибрика на сказочные же сюжеты. Отдельный зал посвящен нашим современникам-кировчанам, которые действительно работают в глине и краске. Экспозиция высвечивает тот факт, что у некоторых наиболее интересных членов СХ и впрямь сказочно мифологическое мышление. Это, прежде всего, Николай Жолобов, создавший свой личный миф по мотивам деревенского детства, с любовью населенный стилизованными долговязыми лошадьми и птицами, овцами и коровушками. Таковы же и гобелены Нелли Зубаревой.
Сложно устроенную фигуративную живопись Александра Мочалова тоже следует воспринимать через литературный миф и древнерусское искусство. Этот ключ пригодится и для понимания (если оно вообще возможно) картин Игоря Сметанина, в подборке работ коего царит все та же дымковская игрушка, освоенная однако весьма небанально и с юмором. Что уж говорить о наших ведущих керамистах (Марина Селезнева, Ирина Зелянина, Дмитрий Никитин), об их неуемной фантазии создавать вымышленные существа и потрясающе интерпретировать персонажи, давно введенные в культурный оборот. Марина опять порадовала своей традиционной хвостатой птице-рыбой, которая на этот раз снесла два красных яйца – по-видимому к Пасхе, Ирина – «маленьким Сириным» и симпатичной группой викингов, приплывших на ладьях со специями. Неожиданно – для наблюдателя, естественно, прозвучало эпическое полотно Александра Веприкова «Былинный мотив».
Лояльный художник явно не планировал ничего такого, а по нашему, так эта мрачная картина русской природы с ненастным небом, красным коттеджиком в глубине, вороньем в небе и надгробием на обочине дороги хорошо символизирует «злобу дня» в родном отечестве.