Лаборатория – это вам не театр для народа
Новым художественным руководителем Евгением Ланцовым доведена до большого формата пьеса Я.Пулинович
«Земля Эльзы» и прошла премьерным показом 14 апреля. Это ее второе явление Кирову театральному, первое состоялось два с лишним года назад на драмлаборатории О.Лоевского, где Ланцовым же (тогда еще режиссером из Абакана) был представлен и победил в конкурсе эскизный показ пьесы. «Лабораторная» публика приняла ее, помню, восторженно, как почти всегда бывает на подобных экспресс-представлениях современной драматургии: свежие тексты, энергия и вдохновение актеров, вырвавшихся из репертуарной рутины, бьют ключом.
Трогательна была нехитрая история 76-летней Эльзы (нар. арт. Н. Исаева), под конец своей трудной жизни обретшей тихую пристань в любви с таким же бедолагой по имени Василий (в эскизе — А.Тетерин). Эта пугливая Эльза, ссыльная немка Поволжья, в жизни претерпевала одно только страдание от людей и от режима, смиренно неся свой крест (довольно неожиданная роль для победительно-яркой Натальи Исаевой). Ее возлюбленный Вася тоже получил от судьбы немало пинков, но видимо меньше, ибо остался бодр и весел. Два одиночества встретились, один другому опора.
Но это невыгодно их детям, под угрозой семейная недвижимость, плюс завидуют тупые односельчане — и все вместе злобно интригуют против стариков, сводя их в могилу. В эскизе было ясно показано: на земле Эльзы нет места для подлинной любви, зато старики счастливо встретятся в лучшем мире. Сыграно и поставлено было сильно, на одном дыхании.
В большом спектакле, как почти всегда бывает, концентрат человеческой драмы развели пожиже, чтобы ее хватило на два часа, добавив биографических подробностей из жизни Василия и других бытовых деталей. А главное – вставные номера концерта художественной самодеятельности женского хора, поющего русские народные хиты советского прошлого. В сплетницах с сумками, гротескно одетых в мешковатые пальто и цветастые платья ( надо было еще поискать подобный доисторический реквизит), не сразу узнаешь театральных красавиц…Я не очень поняла, зачем эти затяжные песнопения вообще были нужны, однако народу понравилось, хлопали – смешно ведь. (Народная артист- ка тоже пела в хоре, и кстати пела вполне приятно, у нее хороший голос.) Главное, все хористки ей завидовали, ибо в их жизни любовь не ночевала.
При этом абсолютное, бес- примесное зло – дети влюбленных, дочь Эльзы (Ирина Стародубцева) и сноха Василия (Ольга Миронова). На радость публике злюки даже подрались в битве за стариковскую недвижимость: первая таскала вторую за волосья. И, практически соло, мало связанное с основным действием, короткая выразительная актерская работа Марианны Узун (продавщицы), украшенная провинциальным плебейским интонированием. При том что эта продавщица хорошая девушка, а не завистливая змеища. Молода ишшо… Вот поживет среди змеищ, другое запоет. Кстати, Александра Тетерина в спектакле заменили на Владимира Смирнова, так что в «Земле Эльзы» блистают сразу двое Народных.
Помянули всуе и святое: простодушный женский наив «на грани» о разводе президента, талантливо озвученный одной из сплетниц (Елена Одинцова). Также порадовал фрагмент декораций в черном небе сцены, красиво расчерченном ветвями с сухими прямоугольными листьями. А если хорошо присмотреться, это старые фотографии. Внятный символ: у героев есть прошлое, которое полностью травматично, но это вещество их жизни… Сценограф
— Елена Турчанинова, имя пока что новое, неизвестное.
Скажем честно, в целом спектакль понравился гораздо меньше эскиза. Но это наше частное мнение. Евгений Ланцов, вступая в должность, ведь прямо сказал, озвучив установку, данную ему свыше: всем не угодишь, если высоколобую интеллигенцию не устраивает наш театр для народа – не ходите. Главное, чтобы был доволен массовый зритель, покупал билеты, заполнял залы. А он доволен, это очевидно. Спектакль целит точно в адресную аудиторию, ибо наукой установлено, что основной сегодняшний зритель – женщина 45 лет, редко со спутником. Здесь им не строят шарад, излагают понятно: вот добро, вот зло. Дают возможность испытать простые эмоции – сочувствие и смех. До слез дело кажется не дошло. Финал пьесы решается на позитиве, милом сердцу обывателя: соединившись, счастливые герои в блеске софитов и дымов уезжают прочь от преследователей на дорогом мотоцикле. Явно при жизни, а не после нее. На том свете, как учит религия, все скромно и без излишеств.