В черный для российского рубля понедельник «удачно» вписалось яркое событие местной культуры: читка пьесы Дмитрия Данилова «Человек из Подольска» (признана лучшей пьесой 2017 г., а в постановке Михаила Угарова номинирована на «Золотую маску»). Жесткий социальный треш с насилием над личностью кажется совершенно неожиданным для писателя и журналиста, который ранее был славен своей доброй, все понимающей интонацией в описании интересных провинциальных сюжетов. Видно, здорово допекла человека «русская жизнь» последних лет…
Постановщик читки в г.Кирове — приглашенный режиссер Алексей Зимин, в настоящее время занятый в репетиционном процессе театра на Спасской; роли озвучивают артисты театра в свободное от основной работы время. Участники криминальной драмы помещены в мрачные декорации ночного клуба «Конструктор-Практик», которые весьма созвучны духу и содержанию пьесы. Поначалу хотелось восхититься актерской работой — Натальи Сидоровой, Константина Бояринцова и Алексея Хорева – однако происходящее на сцене, несмотря на всю его фантастичность, столь жутко возвращает к отечественным реалиям, что хвалить актеров за игру как-то даже и не тово…
Мозговой танец «Пыи» научит родину любить
Итак. Бедолагу Бояринцева — добропорядочного, работающего лузера-интеллигента из Подольска, едущего в Москву, — схватили на вокзале люди в форменных фуражках (сильно напоминающих зловещие головные уборы гестапо или энкаведе) и держат рядом с обезьянником дабы поразвлечься на скучном ночном дежурстве. По правую руку от лузера сидит и поучает полицейский капитан госпожа Марина с нежным, скрыто сексуальным голосом (Сидорова), по левую – настоящий уже, но тоже скрытый садист (Хорев, от коего просто физически исходит угроза) в зеленой футболке с крутейшим быдло-слоганом местного разлива :«Че брать-то? Вятич, че!». Над человеком, который и впрямь не герой нашего времени, а скорее его жертва, эти двое разнообразно измываются, поигрывая воображаемой дубинкой с наручниками.
Причем измываются креативно, сюрреалистически, не применяя мер физического воздействия, а только грозя ими. Проводят, так сказать, оперативную работу по выяснению личности, задавая идиотские и как бы вполне разумные вопросы в лоб (уклонение от честного ответа, понятное дело, чревато). Выяснив и запротоколировав, что перед ними интеллигентное чмо и неудачник с жалкими 35-ю тысячами в месяц, начинают «перековку» в духе патриотизма и дебилизации его эстетических вкусов. Песни и пляски, к которым задержанного силой склоняет садист в форменной шапке вместе с садисткой, очень смешные, вообще многое в пьесе устроено ( и поставлено) смешно, и все привычно веселятся. Кому охота циклиться на главном и страшном.
Веселился и даже хотел приплясывать автор этих строк, особенно в финале, когда интеллигента таки отпустили с обещанием устраивать ему периодические проверки… пока искушенный во всех отношениях театрал Владимир Губочкин не напомнил наблюдателю, что на самом деле был такой случай, кажется, в Зеленодольске. Там человека в камере забили насмерть. Здесь же, в спектакле, ему просто сделали символическую лоботомию и провели сеанс патриотического воспитания. Не правда ли, смешно и совершенно безобидно… И совсем же не про нас, а про какого-то там неудачника из Подольска.
А в музее искали гармонию. Кажется, нашли
На минувшей неделе была еще одна хорошая читка, правы Николай Гоголь, Михаил Андрианов и «Вятский наблюдатель» — этот жанр хорош, а за последний год стал в Кирове ну просто очень популярен. Ведь в читку берутся тексты острого, элитарного, а порой и радикального содержания, каких не поставишь в муниципальном театре; артисты в них более раскованы, вдохновлены интересной драматургией и свободой выражения; можно не заботиться, как потрафить массовому зрителю, ибо тут обычно все свои. Наконец, существенное преимущество читки перед спектаклем в том, что она всегда много короче.
Так вот, читали и в музее им. Васнецовых, где была устроена т.н. «театральная весна», которую мы оцениваем довольно сдержанно, ибо ее основные события диссонировали прежде всего с высоким искусством коллекции. А закончилась весна, напротив того, очень удачно, представлением пьесы «Гармония» финского драматурга Меллюахо – из жизни и отношений тамошней театральной элиты. Блистали трое, и вновь артисты театра на Спасской: Наталья Красильникова, которая играла свободную женщину и талантливого сценографа, Михаил Андрианов, ее муж и авангардный режиссер, а также присоседившийся к ним Данил Русинов (прагматично-циничный продюсер, влюбленный в Красильникову) — роли распределены просто гениально. Горячие финские парни плюс шерше ля фам..
Как у всяких творческих перонажей, у первых двоих поиск гармонии постоянно перетекает из области личных отношений в чисто театральные решения и обратно; они все строят какой-то эфемерный стеклянный дом – не то для очередного спектакля, не то для жизни и размножения. Фишка в том, что зритель включается в закрытый для него мир театральной богемы, безумно динамичный и реактивный, нежный и человечный, эмоционально насыщенный и уязвимый. Это сильный контраст с размеренной жизнью обывателя. Действующие лица ужасно обаятельны, а Михаил Андрианов, по нашим наблюдениям, никогда еще не вел свою роль с такой экспрессией и страстью, как здесь, браво. Радует, что зрительный зал был переполнен, пришло очень много молодежи с приятными лицами. Понятно, что каждому месту (сценической площадке) — своя пьеса, оба описанных прецедента явили абсолютно разнонаправленные тексты и события, в этом чувствуется умысел и определенная стратегия организатора – завлита театра Юлии Ионушайте.