Новый спектакль театра на Спасской восторженно принят публикой, эмоции зашкаливали. Из скромного романа немецкого писателя Херрндорфа, к чудесным превращениям коего приложила руку масса инициативных людей (автор инсценировки плюс питерский переводчик – оба они в разное время побывали в Кирове, плюс режиссер спектакля Александр Трясцин со всей своей отлично поработавшей творческой группой и актерами театра), была сделана, как сразу же стало понятно, совершенно хитовая вещь, будущий лидер проката.
Как никогда ранее, нам тут продемонстрировали, что современный театр есть подлинно синтетическое искусство и командное дело. Когда все его разнородные части (в данном случае компьютерные технологии, световое шоу и живая игра актеров) органично сплетены в единое целое и работают с четким пониманием сверхзадачи – получается то, ради чего и задуман театр по своей идее и природе: прорыв к человеческой душе и сильные переживания публики, поверившей в «предлагаемые обстоятельства». Последний раз такое трогательное единение зала и сцены было наблюдаемо, пожалуй, на «Каренине», в связи с тяжелой болезнью звезды спектакля Андрея Матюшина…
«Гудбай, Берлин», по всем технологическим признакам спектакль нового поколения, напротив того, адресован довольно юному зрителю, он говорит с ним на его грубоватом языке, смущая сторонников пуризма, задействует современные изобразительные средства, однако равно порадует и взыскательного, хорошо образованного взрослого гуманитария. Похоже, получился спектакль для всех возрастов. Ибо примиряет всех со всеми. Ориентирует на сглаживание конфликтов внутри подросткового сообщества, а заодно и межпоколенческих противостояний. А также, что сейчас очень важно, задает вектор здорового отношения к миру в ситуации отвратительной антизападной истерии и ксенофобии.
Буквально пара слов о форме и содержании пьесы, которая ни на минуту не дает расслабиться и заскучать, непрерывно бросая «путешествующим» юным героям (а значит и зрителям) все новые и новые вызовы, проверяя их на излом и силу характера, подготовляя к дальнейшей жизни и финальному катарсису. По сути, это «роман воспитания» с очень ненавязчивой моралью, в довольно обкатанной форме дорожного приключения, изложенного главным героем методом сторителлинга (рассказывание истории). Как два антипода и закоренелых аутсайдера — один тихий неуверенный в себе немец, другой довольно отмороженный и наглый вообще непонятно кто по национальности, в классе называют его «русский», а в итоге-то он еще и гей (что нужно, видимо, для усиления толерантности) — отправляются в опасное экзистенциальное путешествие вон из опостылевшего Берлина в летние каникулы, на угнанном авто, и вот вам еще один русский след, ибо это наше отечественное «ведро с болтами» по имени Нива.
Ясное дело, отчаянных лузеров ждет масса испытаний, соблазнов, судьбоносных встреч и открытий. Само собой, они там встревают в многочисленные ДТП (блюстители закона будут недовольны) — иной раз кажется, что с летальным исходом, а счастливое завершение истории происходит уже на том свете. Но нет же, в подростковой теме смерть героя вроде бы не предусмотрена. Чтобы остановить дорожное безумие, автор текста прибегает даже к евангельской – от Луки – притче о свиньях, в которых вошли бесы, а бесновавшийся исцелился!
Люди и технологии
Теперь о находках и выгодных приобретениях. Сначала артисты. Почти вся прибывшая в театр по осени молодежь отлично себя проявила в этой местами радикальной подростковой «роуд муви». Легко ставший любимцем публики рассказчик истории Константин Кочнев, основное действующее лицо спектакля, себя еще, даст Бог, проявит. Этому человеку с характерной внешностью наверняка многое подвластно. Главное – он актер подкупающей искренности и простоты, так что наградою ему, выходящему на поклон, восторженные вопли из зала, а не просто аплодисменты. Его спарринг- партнеру (Ирек Галлямов) намеренно отводится второстепенная роль, однако немногословный «брутальный русский» в ней также очень убедителен.
Весьма порадовал Михаил Андрианов – этот учитель гимназии настолько свиреп, что зловещие интонации и гримасы, усиленные компьютерной трансляцией на экран, делают из него персонаж ярко комедийный. Колоритны родители Майка-Кочнева: папа, плохой циничный дядя (Алексей Хорев), он будет примерно наказан, и мама получше (Елена Васильева), которая играет свою роль почти без слов, и есть хорошо, что эффектная мать-алкоголичка выразительно молчит, зато в финале они с сыном отлично поймут друг друга на дне бассейна, наполненного водой, откуда так явственно видятся основные ценности жизни…
Не станем утомлять читателя описанием концептуальной геометрии декораций, костюмов и световой сценографии – все это выше похвал и оценок, отдельная тема, стоит увидеть. Интеллектуально и визуально загружая, они-то и делают «Берлин» спектаклем нового поколения (художник Катерина Андреева, видеохудожник Сергей Юферов, хореограф Ирина Брежнева). Однако медленно подбираемся к фигуре режиссера, которого зрители чуть не унесли на руках. Александр Трясцин — артист театра на амплуа разнообразных красавцев, теперь дипломированный режиссер, уверенно ставит здесь второй свой спектакль. Уже первая его клоунада «Полет на Марс» была очаровательна, но тогда казалось – вдруг удача случайна? Приятно убедиться, что мы ошиблись.
Теперь, после «Берлина», я понимаю: чего мне всегда недоставало в спектаклях его великого предшественника, так это сердечности, чистой энергии Поступка. Прямого и честного разговора о действительно важном, с постановкой «проклятых» вопросов. А чего зато было много? Интеллектуального расчета. Гладкости профессионального режиссерского сленга. Самодовлеющей игры в театральную форму. Холодности искусственных построений. Умом все эти изыски вроде понимаешь, и даже изумляешься, и отдаешь должное. Но сердце молчит, не верит. А вот героям спектакля Трясцина как-то веришь. Отсюда и взаимно направленное, ненапряженное, эмоциональное общение с юным зрителем в обсуждениях, ведь это все о них и для них. Слом «четвертой стены». Именно тот диалог, который необходим молодежному театру. И, как всегда здесь бывает, проведено много смежной работы в попытке копнуть тему шире и глубже, привлечь аудиторию – предварительная читка осенью, конкурс зрительских сочинений о лете и счастье, творческая встреча с переводчиком Александрой Горбовой, наконец, креативное оформление фойе включая зону для делания селфи.
Так что вот, жизнь продолжается, и главное – теперь у нас есть свой «Рэжиссер» (как говорил Г.А. Товстоногов). Он вырос в этом театре, мы с интересом следили за его эволюциями, и поздравляем. Только теперь уж не покидайте нас, Александр Трясцин.
Мэри ЛАЗАРЕВА
Лестный отзыв внушает надежду на нового режиссёра ТЮЗа….да, и А. Хореву в следующей постановке дайте роль дедушки- пусть на сцене по практикуется.