Иногда она воздействует не слабее полномасштабного спектакля с декорациями, а иногда сильнее.
Театральная жизнь Кирова мало-помалу перемещается от больших театров и тяжеловесных трехчасовых спектаклей
в сторону тесных периферийных пространств, малых форм и «междусобойных» — только для своих или близких по духу — посиделок и читок пьес. Оно и понятно: для серьезной командной работы на массового зрителя здесь большей частью нет ни средств, ни лидеров с идеями, ни соответствующих амбиций. А на взгляд стороннего наблюдателя, это только хорошо. Во-первых, читка необременительна по времени, она обычно короче спектакля и не утомляет, в случае чего можно необидно встать и уйти. Во-вторых, это с начала и до конца живое общение, без разделения на зрителей и артистов.
Это непременное обсуждение, которое выглядит и проходит более естественно, чем в театре после спектакля. В подобных акциях сглаживается культурная пропасть между людьми искусства и простым народом (если он вдруг решит посетить данное мероприятие). Наконец, в читаемом тексте зачастую присутствует больше жизни и авторского драйва, нежели потом — в готовой постановке, прошедшей долгий и тяжелый путь от живой мысли и чувства к спектаклю.
Все вышеперечисленное выгодно характеризует только что закончившийся самодеятельный фестиваль современной драматургии «Вы-мы-слы», организованный группой театральных активисток в пользу слабовидящих и слепых детей. То есть — средства от продажи билетов и пожертвований пойдут им на новогодние подарки. Фестиваль оставил прекрасное впечатление именно своей непосредственно-чувственной составляющей. Практически все авторы текстов были наши местные драматургессы: хорошо известные узкому кругу и совсем новые. Если не считать высоко-умного перформанса (или хеппенига?) на тему средневековых богослужений, затеянного в первый день работы фестиваля, про который мало кто что понял, все прочие авторы обратились к публике с посланиями внятными и волнующими.
Молодая артистка театра кукол Евгения Тарасова, совсем недавно пережившая реальный личный опыт «тюремной невесты», а позже жены политзаключенного по Болотному делу Леонида Ковязина, описала его в двоякой форме: воспоминания собственно «девушки в белом льняном платье, целующей стеклянную перегородку», что отделяла ее
от возлюбленного, и вымышленный монолог человека с другой стороны – судьи. Которую назначили чисто случайно. В ней просматривается далеко не монстр в мантии, а усталая измученная женщина, попавшая в заведомо некрасивую историю. Катя говорит, что ей хотелось быть независимой от обстоятельств, а не обличать и проклинать эту «крысу», как вся либеральная пресса того времени. Тем не менее «Минус полтора» – видимо, года из жизни Леонида – так называется ее короткое послание.
Пьесу профессионального драматурга Юлии Ионушайте «Самый-пресамый день» читала, в формате полноценно-
го моноспектакля, прекрасная артистка драмтеатра Галина Мельник. Она вызвала целую бурю зрительских эмоций, что было заведомо гарантировано как ее высоким мастерством и живым чувством, так и заявленной темой. Ставшее патологической одержимостью желание несчастной женщины родить ребенка, которая в результате мистически произошедшего «непорочного зачатия» таки пережила счастье материнства, пускай мнимое. Вслед за этим она красиво (быстро) умирает от рака, ведь то была ложная беременность опухоли. Реакция потрясенных сюжетом зрителей, и не только зрительниц, была сильной и неоднозначной: за и против однонаправленной всепоглощающей любви, перешедшей в навязчивую идею. Сама Галина Мельник высказалась категорически «за»: этого чувства много не бывает, напротив – все наши беды от недолюбленности.
А можно и так, скажем мы: высокое безумие как протест против общей несправедливости мира (старение и смерть, хотя бы) . Чем не мотив, направляющий Поступок маленького человека поперек течения заурядной жизни…
А нового худрука «кукол» взволновала тема детского зверинца
К сожалению, не довелось присутствовать на читке текста Марии Ботевой, признанного автора хрустальной рафинированной прозы. Зато последний день фестиваля, на который усиленно созывали публику, и верно, не обманул обещаний. Постарались артисты театра кукол, под руководством их нового французского лидера Ролана Даниловича
Боннина, и это было практически (ну, или почти!) единственное мужское лицо фестиваля. А вообще, наши кукольники большие молодцы, их драматический потенциал явно недозадействован в профильном формате, и тут надо обязательно вспомнить их летнюю эскизную читку «Повести о Сонечке» Цветаевой, которую они готовили к осеннему
юбилею поэта, да не сложилось: убыли основные исполнители.
Сонечка Голлидей сверкнула вместе с Мариной один-единственный раз. На малой сцене театра кукол. Новый худрук взял в читку пьесу российского автора С.Давыдова на актуальную тему о мега-загруженных современных детях, к тому же зараженных синдромом перфекционизма и готовых ради успеха буквально на все. Вообще-то страшноватую эту вещь с признаками нормального детского зверинца, где унижают по имущественному признаку, поставили как забавную сказочку. Что было обусловлено прежде всего подбором главной героини: вечно юная, неуемно задорная Надежда Мазик с хвостиками в роли 10-летней «Мега-крутой Идалии Линник» не может не быть мега-обаятельной
и привлекательной. Колоритно, очень органично смотрелись ее по-настоящему противные одноклассницы, маленькие стервочки (артистки драмлаборатории и драмтеатра). Материнские амбиции и самовлюбленность матери-директорши универмага хорошо показала Надежда Чеблукова; глуповатого добродушного раздолбая, влюбленного в главную героиню, очень мило сыграл Сергей Трусов (а она его жестоко предавала, чтоб угодить подружкам). Если делать придирчивый разбор трактовки действий персонажей, будет обнаружено много алогичного и даже вредного: а вот нечего пересмеивать серьезную, крайне болезненную социальную тему расслоения детского мира на фаворитов, маленьких изгоев и злобную кусающую массу.
Но почему, собственно, нет? Читка легкий жанр, молодежь хорошо повеселилась и ушла довольная; взрослые, конечно, тяжело задумались о жизни. Но кто сказал, что театр хоть раз был способен изменить ее к лучшему…