О его личности и писать надо в схожей с ним манере, ведь художники — народ интересный и забавный. Познакомились мы необычно. «Я хочу написать Ваш портрет. Давайте знакомиться: великий русский художник Николой Жолобов». И вся реплика — с лёгкой иронией над собой.
Впервые побывав на его выставке, меня охватило недоумение, казалось, я тоже могу так написать, но это не так, конечно, здесь знание законов перспективы, тональных отношений и многого другого. Позднее нечто подобное
встретилось в работах примитивиста Л.Тучкова. Обоих художников при их непохожести роднит общая независимая
эстетически — мировоззренческая позиция, ставящая их в стороне от традиционной реалистической живописи. Каждый даёт свой взгляд на мир, творит его.
Стиль Жолобова не спутаешь на с кем другим, он распознаётся сразу. Его взгляд на мир — взгляд ребёнка, верно заметил один из посетителей экспозиции его работ, что проходила в Арт-центре и Выставочном зале Художественного
музея им. Васнецовых. Так что же замечательного в его стиле?
Полёт фантазии и лёгкость, простота и что-то моцартовское: свежесть, импровизация, чистота, воздушность и возвышение над реальностью, которое уносит в мир мечты. Многие коллеги, искусствоведы называют его гением. А
что же сам художник?
Несмотря на свои заявления подобного плана, совсем не эпатажные, а только так, под настроение, он предостерегает от подобных определений. Каждый художник имеет своих предшественников и учителей, и Жолобов, при всей своей самобытности, конечно же, имел нечто, повлиявшее на его стиль. Наверное, это его учитель Леонид Артамощенко, здесь что-то и от Борисова-Мусатова с его дымчатой ностальгией, угадывается и Модильяни.
В ряду наших талантливых художников Жолобов выделяется резко очерченной индивидуальностью, при этом с критическим отношением к себе. «Мне так не написать», — говорит он, осматривая работы «трёх мушкетёров»- заслуженных художников А. Веприкова, Н. Поликарпова и Дм. Сенникова на их выставке «20 лет спустя». Коллеги определяют его манеру как «романтический реализм». Если так, то первое определение явно доминирует в его работах, и вообще скорее это уход в мир воспоминаний и мечты.
Стиль в искусстве в качестве эстетической категории в чистом виде практически не встречается, и в картинах Жолобова прослеживается сплав примитива с наивным искусством, символизмом и фантазийностью, а также явная
декоративность, объединяющая его с искусством гобелена Нелли Зубаревой.
У него своя техника и несколько излюбленных сюжетов, по которым авторство их узнаётся сразу: пейзажи и сельские бытовые сценки, дивная, сказочная птица сорока летит над праздничным, словно заколдованным осенним лесом — также его мотив. В них русскость и поэзия, без которой искусство лишь отражение и повторение вещественного мира.
Летающие кони из далёкого деревенского детства, возвышение над материей и светлая, прозрачная лирика. Хрупкая иллюзия, похожая на сновидение…
К 75 — летию художника издательский дом «Герценка» выпустил книгу с иллюстрациями о Н. Жолобове «Романтик у мольберта», в которую вошли биографические заметки и рассказы о родной деревне, а также библиография статей о художнике. «Я Николай Жолобов, из деревни Жолобовы, я должен прославить мой крестьянский род,»- говорит он в очерке, снятом ещё в пору его молодости на ГТРК Вятка. Звание никак не догонит художника, который готовит выставку к своему 80 — летнему юбилею. И будет Николой Жолобов писать как заслуженный художник. Или останется собой, не вписываясь в выставкомы и общую тематику экспозиций.
Алиса Мондриан