Выступления аргентинского пианиста, профессора фортепиано университета Сан — Хуан, вызвали несомненный интерес публики, заполнившей залы Герценки и Первой ДМШ, несмотря на то, что в тот же день состоялся юбилейный вечер фортепианного отдела колледжа музыкального искусства.
В программе — сочинения русских авторов: Чайковского, Рахманинова и Скрябина, а также сочинение аргентинца Луиса Джаннео.
Мигель Анхель Шебба проникся русской культурой, её литературой прежде всего, уже в молодости, когда учился в киевской и московской консерватории, а также стажировался у выдающегося пианиста и педагога В.Нильсена, что нашло выражение в певучести тона, эмоциональной наполненности и длинных мелодических линиях.
Нильсеновские черты проступают у него в понимании и выразительности музыкальной речи, ясной артикуляции и способности играть импровизационно, а это очень ценное свойство. Выразительны у него подача гармоний и окончания фраз, когда слышна угасающая вибрация струн. Во всём заметна культура, благородство и вкус.
Смущали непривычно медленные темпы во Второй сонате Скрябина, мешавшие течению музыки, но важнее более
сущностные вещи: стиль, экспрессия. ощущение формы, искусная педализация…
Возможно, сыграла роль разница временных поясов. Зарубежным музыкантам сложно передать русскую музыку, что
заметно было в преувеличенных штрихах “На тройке” Чайковского, лишних акцентах и речитативном произнесении
мелодии в “Баркароле”, зато просто и естественно прозвучали “Подснежник” и “Осенняя песнь” из цикла “Времена
года”: премьера диска Шеббы с таким названием состоялась недавно в Италии.
Несомненная исполнительская удача артиста – соль минорная прелюдия Рахманинова, в которой Шебба обнажил остроту ритма, нарисовав драматическую картину, заложенную автором в этом сочинении, избежав при этом обычных преувеличений, когда играют “крупным помолом”: всё сыграно сильно и сдержанно. Публике интересно было услышать Сельское аллегро Джаннео. На “bis” в обоих выступлениях Мигель Шебба исполнил “Мелодию” Глюка.
В “Ночь искусств” наш гость посетил Васнецовский музей, в котором его восхитили картины Куинджи и Коровина (Шебба в молодости, как итальянец по происхождению, занимался живописью), отметив, что в отличие от красивого, но внешнего французского импрессионизма, у русского импрессиониста Коровина всегда о чём – то рассказывают, и особенно был поражён акварелями Т.Тимкиной, выставленными в Арт – центре Герценки. “Вы гений! Я готов стать перед Вами на колени, – воскликнул он при встрече с ней. А русская литература вообще несравненна.” Здесь
аргентинскому профессору ближе всего Чехов: “Он жалеет человека”.
Выступления аргентинского пианиста стали заметным событием, в “Герценовском” зале слушатели стоя аплодировали артисту. Здесь ему подарили сувениры, и тут же А.Нестеренко написал его портрет.
Уезжая, Шебба забыл свою шапку–ушанку, значит, по русской примете, он ещё вернётся в наш город.
В.Шапошников,
Союз концертных деятелей СПб