Вятское Чарушинское общество, в лице двух своих самых активных членов Светланы Бушмелевой (председатель) и Геннадия Безверхова (Людмила Борисовна не может участвовать в публичных мероприятиях по состоянию здоровья), доложило широкой общественности об итогах своей работы с 2009 года по текущее время.
В связи с 155-летием главного зодчего земли вятской, инженера-архитектора и архитектора-художника 1 степени Ивана Аполлоновича Чарушина, построившего в Вятской губернии более 500 зданий светского и культового назначения (в энциклопедиях он обозначен еще и как отец Евгения Чарушина, детского художника-анималиста). А также в связи с выходом из печати давно ожидаемого сборника статей Людмилы Безверховой о вятской исторической архитектуре под названием «Архитектурные этюды». Которая, не будучи вятчанкой по рождению, собственно, и открыла нам Чарушина, не говоря уже о том, что всегда подвижнически служила делу сохранения исторического города.
Рассказать о деятельности общества имело смысл еще и потому, что в деле увековечения памяти архитектора не сдвинулся главный камень: с каждым годом все более ветшающий дом семьи Чарушиных по ул. Пятницкой, 15 по-прежнему находится в частной собственности (и в плачевном состоянии), передать его городу с перспективой консервации и последующего обустройства в нем музея памяти архитектора не просматривается возможности. На особняк Булычова – самое амбициозное творение Чарушина в Вятке – понятное дело, никто и близко не посягает, на него можно любоваться лишь издали. Принадлежащее ведомству неприкосновенному, оно только раз впустило в
свои стены экскурсию студентов, и это вписано в историю.
Так что у скептиков есть некоторые основания сомневаться в практической результативности работы общества. Поэтому оно рассказало о себе весьма обстоятельно.
Итак. В 2009 году завершилось благоустройство захоронения на Лобановском кладбище, установлен отреставрированный надгробный памятник работы скульптора Кошкина и мемориальная доска на доме.
В 10-м году студенты побывали на балконе Булычовского особняка. Были разработаны экскурсионные маршруты «Чарушинская Вятка».
В году 11-м прошла презентация книги об архитектурном студенческом центре политехнического института, где его члены заняты сохранением исторического наследия.
В 12-м родилось само Чарушинское общество. Прошла научная конференция. Городские власти наконец-то лично посетили «Дом Ч». Далее, последовательно, был выпущен календарь, комплект открыток, конверт, устроена художественная выставка, репрезентующая весь творческий род Чарушиных в 20 и 21 веке.
Гранд-ТВ начало съемки игрового фильма, режиссер Сергей Зиновьев, где роль Ивана Чарушина, по простому портретному сходству, поручена народному артисту Смирнову, который, в полном гриме и с эспаньолкой на подбородке, заслужил полное одобрение Людмилы Борисовны. Съемки фильма, использующего в своей технологии «монтаж аттракционов» (например, Центральная гостиница на фото для жизнеподобия смонтирована с строительством драмтеатра, ведь подходящего документального свидетельства о ее возведении история не оставила), пока что приостановлены за прекращением финансирования.
Наиболее содержательной частью собрания оказалась презентация «Архитектурных этюдов», сделанная Ксенией
Брызгаловой, нынешним руководителем студенческого арх.центра. (Следует уточнить, что все 29 статей в свое
время уже были опубликованы в «Епархиальном вестнике»). Теперь они вышли книгой в издательстве Буквица в
соответствующем научному труду классическом черно-белом формате, с обилием бесценных оригинальных чертежей и рисунков исторических зданий. Красочным приложением к тексту являются авторские акварели кисти Людмилы Борисовны на тему исторической Вятки – ведь немногое знают, что она еще и талантливый художник. Книга
уже получила все возможные награды российского профессионального сообщества.