Любительские театры, в отличие от профессиональных, существуют тихо и скромно – без рекламы, больших зрительных залов, как бы на обочине жизни.
О них редко пишут в газетах, и вроде бы они ничем внешним вроде широкой известности и возможного успеха не мотивированы. Однако они существуют и, свободные от необходимости продавать билеты и нравиться простому большинству, почти всегда ставят себе высокие гуманитарные и эстетические задачи.
Точнее, это их руководители ставят такие задачи, а дети – реже взрослые в свободное от основной своей работы время – должны как-то ими проникнуться и захотеть соответствовать. Кажется, год от года делать это все труднее, поскольку наша общая жизнь неуклонно упрощается и от «культуры» люди ждет лишь развлечений. Однако факт: любительские театры живут, и дети в них охотно занимаются.
Бывает даже, что они поднимаются до понимания серьезнейших проблем современности и прошлого, или по крайней мере глубоко переживают их. Так что чуткий зритель с удивлением говорит себе: верю.
Вот примерно такая ситуация была наблюдаема нами в детско-юношеской библиотеке им. Грина, когда ее довольно
уже прославленный театр «Зурбаган» показал свою новую работу, спектакль по пьесе современного драматурга В.Губарева. «Саркофаг» — само по себе довольно страшное название. Это об аварии на Чернобыльской АЭС, которая вроде бы подзабылась уже, и те ликвидаторы, кто получил большие дозы облучения, давно отошли в мир иной. Но о Чернобыле следует помнить, это твердо понимаешь во время и после спектакля, тем более что катастрофа та считается по меньшей мере общеевропейского масштаба; сейчас опубликованы последние выводы об изучении ее природы – что это был ни больше ни меньше, а полноценный ядерный взрыв.
Однако эстетическое потрясение у зрителя происходит не от того, что в спектакле речь идет об угрозе экологии и о преступном головотяпстве начальников военных и гражданских (каждый из них, выбираясь из своего зараженного бокса, пытается оправдаться – что конкретно он как раз не виноват, это все ДРУГИЕ). А от того, что наши сытые безззаботные дети под руководством режиссера сумели передать разлитую в воздухе тревогу и чувство обреченности. И скромный, подлинный героизм тех, что просто выполнял свою работу, подчищая за большими людьми их смертную вину. Как они захотели и смогли проникнуться всем этим.
На удивление точно собрана скудная предметная среда спектакля (все же должно стоить копейки). Купить одноразовые больничные комбинезоны плюс найти противогазы – вроде бы всего немного, но символика бьет точно в цель. И смерть, которая уводит людей из саркофага, одного за другим, надо же придумать, как ее условно изобразить, обозначить. Придумано так, что мороз по коже. И сильная эмоция главного героя, который тоже смертельно поражен. Свидетель катастрофы, он понял, кто реально виноват, и заверяет: не прощу его, отдам свой костный мозг, только
пусть он живет, чтобы люди знали и видели этого прокаженного…
История же постановки такова. Над спектаклем начинал работать один художественный руководитель, но отчего-то библиотека порешила с ним расстаться, и тогда позвали недавнего выпускника «Щуки» Артема Ефимова. Вот он, поработав с труппой всего месяц, и показал класс — как из ничего сделать нечто значительное.
Напомним: Артем Ефимов лауреат нынешней «Театральной весны» как режиссер и участник лучшего любительского спектакля года по пьесе Нины Садур «Ехай».
Редкий глоток воздуха сквозь нафталиновый угар местного ,,профессионального,, репертуара