[dropcap]Изобразительное искусство в середине осени уверенно заявило о себе целым рядом крупных выставочных проектов. К столетию революции сотрудниками ВХМ проделана впечатляющая работа, пересмотрено все музейное собрание искусства начала двадцатого века, с 10-го по 40й, в результате чего зрителю предстала вятская коллекция русского авангарда (который якобы был спровоцирован революционными событиями).[/dropcap]
Конечно же, в Вятку не попали и не могли попасть полотна первого ряда, однако громкие имена знаменитых на весь мир художников-экспериментаторов представлены очень даже достойно, да и сама история обретения их работ заслуживает отдельного рассказа и непременно будет озвучена в экскурсиях.
В ней как в капле воды отражены яркие события послереволюционных лет, повлекшие бурную активность как самих художников, так и провинциальных уездных музейщиков Яранска и Советска, зараженных идеями агитпропа и несения искусства в массы. В этом смысле было поистине уникальное время. А вскоре и областной музей по праву главного прибрал к рукам богатства районных собраний, когда специалисты установили их ценность.
Также пополнение местной музейной коллекции именами великих стало возможно, как нам объяснили, благодаря постепенному «задвиганию» авангарда с авансцены искусства на его периферию в конце 20—х, когда государству понадобился крепкий агитационный реализм, а с дерзкими формальными экспериментами в искусстве было покончено. Тогда крупные столичные музеи и всесоюзные фонды великодушно поделились своими коллекциями этого направления с глубинкой. Однако были и другие, более частные пути проникновения модернизма в нашу губернию.
Один из них привел в область целую коллекцию авангарда, ставшую жемчужиной Слободского музея благодаря личной дружбе художника Луппова с знаменитыми московскими формалистами, щедро и безвозмездно дарившими ему свои полотна. И если некоторые холсты великих покажутся зрителю, мягко говоря, не слишком впечатляющими и художественно малоценными ( как, например, автору этих строк), то это будет с лихвой компенсировано рассказом о самом художнике, его эстетических связях, пристрастиях и месте в русском искусстве, а также об истории поступления работы в наш музей. Или же – о сюжете. Как в случае с натюрмортом малоизвестного авангардиста Паина, представляющем столь же неведомые большинству атрибуты иудейского богослужения…Так что выставка вятского авангарда чрезвычайно информативна и познавательна, расширяет границы сознания.
Мало того, революционному искусству талантливо предпослана коллекция (по преимуществу) графики, представляющей монарших особ со времен Михаила Романова. Эти благородные черно-белые листы, в исполнении придворных графиков и граверов, с изображениями помазанников божиих и их ближайших родственников, отлично контрастируют с тем буйным свето-цветовым и формальным беспределом живописцев-экспериментаторов, что начался в искусстве гораздо ранее Октябрьского переворота как подлинная культурная революция начала двадцатого века.
Николай Пименов: счастье быть советским художником
Юбилейная выставка признанного мастера северного пейзажа находится на галерее второго этажа и репрезентует тот уникальный этап Кировского отделения союза художников СССР в 50-е годы прошлого века, когда он только зародился и был представлен именами, которыми союз гордится как своей непреходящей ценностью: Колчанов, Кашин, Вершигоров, Пименов. О Пименове, а многие помнят его лично, говорят с исключительной любовью и теплотой, это был человек света, несмотря на мрачноватые, фирменно «вятские» краски его картин-размышлений.
Так в том и загадка, и обаяние его живописи: писать счастье нахождения в природе именно красками земли. Есть у него попытки и иного, более сочного и небесного колорита, но это почему-то воздействует не так сильно. Именно неброская растительность севера и вечно пасмурное состояние воздуха передает органичное слияние с нею художника, остро чувствующего тонкие модальности: «Беспредельность», «Моросит». Физически ощущаешь эту слитность природы и человека, его погруженность и упоение быть в ней с холстом и кистью. Если добавить к сему почетное место советского художника в социальной структуре, его постоянную востребованность и приличное материальное положение – то большего нельзя было и желать.
И кстати, о службе социалистическому отечеству. На самом выгодном месте экспозиции люди видят не пейзаж, а впечатляющую сюжетную картину 1967 года, подаренную местному комсомолу от обкома партии к 50-летию (кстати!) Великой Октябрьской. «По военной дороге» на тему гражданской войны, так называется это явно заказное произведение искусства, которое отнюдь не обесценилось утратой идейной основы. Те же любимые пименовские краски и общая мрачность пейзажа образуют фон бесприютной российской равнины, по которой влачится конная группа людей в шапках с шишаками, обращая к зрителю только сытые крупы с хвостами своих революционных коней.
Что это, героика? Конечно же нет, ибо впереди, в общей атмосфере безысходности, виден лишь малый просвет в тучах, выйдет ли на него «отряд 12-ти»? Коммунисты убеждали народ: так и случилось, товарисчи! Однако история показала обратное. Спустя почти тридцатилетие, с тех пор как государственная идея сменилась и населению открылась реальная картина гражданской войны с последовавшей кровавой диктатурой, эта вещь звучит куда более драматично. И что примечательно: признанный мастер и заслуженный художник СССР, Николай Пименов так и не получил специального профессионального образования. Только армейская студия и курсы при Кировском художественном музее.
Молодые художники Вятки. Зал солдатской славы
Параллельно ретроспективам, в художественной школе сейчас проходит ежегодная «молодежка». Впервые за многие годы она по-настоящему порадовала наблюдателя и обнадежила руководство союза в лице Игоря Сметанина: есть, есть порох в пороховницах. По крайней мере — пока, у нынешних и недавних выпускников училища, а дальше как бог даст.
Что хорошо? Во-первых, больше нет ощущения малоприятного гендерного перекоса в женскую сторону, ни простым перечислением фамилий участников, ни в общем содержательном и живописном настрое выставки. Она полна живой энергии, творческого поиска без пустых формальных экспериментов и эстетства. А также технической зрелости, полученной школой, готовности продуктивно мыслить и экзистенциально пребывать в мире, видеть и выражать его сложность. Раньше мы этого, в целом, как-то не наблюдали.
И уже можно сказать с уверенностью: больше они не копируют реальность, а преобразуют ее, иногда очень эффектно, фактурно и расчетливо. Пейзажный реализм просматривается разве что в некоторых дипломных работах эпического характера. Всюду мысль, глубина с просматривающимся подтекстом. Есть и трогательные сюжеты с четвероногим другом, так что общая картина – на любой вкус.
Даны сильные характеры: миссия безлично дарующей жизнь врачебной элиты — и лица трудящихся простолюдинов, в которые внимательно вгляделась художница. Широта и разносторонность, самоценная прелесть старательно освоенной техники. И все это в двух лишь залах, один из который отдан хедлайнеру выставки Вадиму Русских, 24 года. Недавнему выпускнику. Всего-то и понадобилось – парень сходил на год в армию, а вышел оттуда с богатым жизненным опытом и осмысленным выставочным проектом на тему армейских типов и занятий, остроумно и радикально стилизованных. Не поверишь, что ученик традиционалиста Николая Поликарпова. Это надо видеть, рекомендуется всем, не только утонченным ценителям искусств. И совершенно не хочется перекладывать могучий брутальный импульс «человека в портянках» на язык собственных интерпретаций. В любом случае, Русских – несомненно открытие года.
Наряду с этой фамилией видим много технически зрелых, интересных работ уже прославившихся Сергея Перминова, Екатерины Краевой в жанре «городской пейзаж». Некоторых зрителей, по отзывам, раздражили эти пристрастия выставкома. Мол, одним все, другим ничего, несправедливо. Но город должен видеть своих героев, молодежь — знать, на кого равняться.